10 интересных фактов из жизни В. Короленко:
Воспитывался в семье юристов, где неприемлемыми считались ложь и лицемерие. Будучи студентом, подрабатывал в газете. Описал драку, которую увидел сам не так, как сделали это другие журналисты. Статья понравилась публике и получила широкую огласку.Был сослан в Сибирь за "иные" взгляды.Находясь в ссылке, рисовал карандашом чудесные картины.Был знаком с Л. толстым и Пешковым.Занимался благотворительностью.Организовал Всесословный клуб, который стал культурным центром Новогорода.Во времена голода вырученные за книги деньги отдавал на столовую для нуждающихся.Интересовался юриспруденцией.Бывал в США.1. Первая публикация Короленко – репортаж «Драка у Апраксина двора» в петербургской газете «Новости» (7 июня 1878 г.). Короленко, студент Горного института, работал в этой газете корректором. 5 июня 1878 г. он стал свидетелем массовой драки у дома № 5 в Апраксином переулке, населенного чернорабочими и беднотой. Там толпа избила дворников-татар. Почти все петербургские газеты сообщили версию полиции – что причиной стала национальная рознь. А Короленко поговорил с местными жителями и выяснил, что причины скорее социальные. Жители ему, что дворники притесняют их, вымогают взятки, грабят. Достаточно было пустякового инцидента (татары выставили со двора подвыпившего матроса, приятеля кого-то из жильцов), чтобы гнев прорвался наружу. На следующий день после этого у Короленко случился разговор с редактором газеты Нотовичем, тот что ни один из штатных репортеров не побывал на месте. Молодой корректор признался, что он там был. Редактор воскликнул: «Голубчик, выручите, напишите!». Как вспоминал впоследствии Короленко в автобиографической повести «История моего современника», «При расчете Нотович, разумеется, и не подумал уплатить корректору авторский гонорар за случайную статейку. Да я и не требовал».
2. Рассказ «Дети подземелья» (1885) изначально назывался «В дурном обществе». Он был включен в первую книгу Короленко «Очерки и рассказы» и с тех пор многократно переиздавался. В 1886 г. в февральском номере журнала «Родник» был опубликован сокращенный вариант повести под названием «Дети подземелья». В таком виде он многократно переиздавался на протяжении ХХ в., включался в школьные хрестоматии. Сам Короленко был этим недоволен. Он писал в 1916 г. в письме: «А я совершенно не понимаю, почему юношество должно сначала знакомиться с писателем в обкромсанном виде, а потом получать его в полном».
3. В 1895 г. Короленко принял участие в судебном процессе по «мултанскому делу». В 1892 г. группа крестьян-удмуртов (их тогда называли «вотяками») из села Старый Мултан Вятской губернии (ныне село Короленко Кизнерского района Удмуртской республики) была обвинена в ритуальном убийстве: на окраине села нашли труп местного нищего без головы, сердца и легких. Предположили, что его убили с целью сбора крови для языческого обряда. Следствие длилось два с половиной года и велось с грубыми нарушениями. В декабре 1894 г. 10 человек были преданы суду, семеро были признаны виновными и приговорены к каторжным работам. Дело получило большой резонанс, и на 29 сентября 1895 г. назначен второй суд. Короленко съездил на заседание, подробно застенографировал его. Потом он вместе с другими корреспондентами съездил в Старый Мултан, осмотрел место, где нашли труп, шалаш, где якобы мучили нищего. Короленко опубликовал серию расследований о «мултанском жертвоприношении», подробно изучил этнографические записки об обычаях удмуртов. Дело получило огромный резонанс. В мае-июне 1896 г. состоялся очередной процесс, Короленко выступал на нем. Удмурты были оправданы.
4. Выражение «фабрика смерти», которое часто применяю к нацистским концлагерям, принадлежит Короленко. Только он имел в виду знаменитые бойни в г. Чикаго. Он побывал в Америке в 1893 г. и поразился, что эти бойни считаются местной достопримечательностью, как великолепно отлаженный конвейер, что туда приводят детей полюбоваться на работу мясников. А мясники еще и привыкли вымогать у посетителей чаевые. Очерк под названием «Фабрика смерти» написан в 1895 г.
5. В 1900 г. Короленко был избран в Академию наук почетным академиком по отделению изящной словесности. На адрес журнала «Русское богатство», в котором он сотрудничал (а впоследствии, с 1904 по 1918 г., был его редактором) пришла телеграмма редакцию поздравить Владимира Галактионовича Короленко с переходом его из дурного общества в самое избранное». Однако академиком Короленко пробыл всего 2 года. В 1902 г. он выдвинул кандидатом в почетные академики Максима Горького. 1 марта Горький был избран. Однако Николай II в письме на имя министра народного просвещения Ванновского выразил «глубокое возмущение» избранием. Академия отменила результаты выборов. В знак протеста Короленко и Чехов сложили с себя звания академиков. В марте 1917 г., уже после свержения самодержавия, почетный академик Н.Д. Овсянико-Куликовский прислал Короленко письмо с дать согласие в академики. Писатель ответил отказом.
Я очень люблю творчество великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Его стихи удивительно красивые и проникновенные, каждое слово западает прямо в душу, будто зернышко, из которого потом вырастают прекрасные цветы. Поэзия Лермонтова необычайно родная и близкая, его стихи не оставить равнодушным никого - что-нибудь в них обязательно заденет струны твоей души. Например, знаменитое "Бородино":
"Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!"
Как сильно сказано! На меня подобные строки производят неизгладимое впечатление. Вообще, мне кажется, что Лермонтов, как никто другой, умел в своих стихах передавать свои чувства.
Мне очень нравится четкость языка Лермонтова, яркость и красочность его образов. Например, стихотворение "Узник":
"Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня."
Это стихотворение очень напоминает народную песню, каждая его строчка наполнена свободой и раздольем. Наверняка Лермонтов очень любил народное творчество и часто прибегал к его неисчерпаемой сокровищнице для создания тех или иных образов. Я думаю, что яркость, сочность и музыкальность лермонтовского стиха будут волновать еще не одно поколение читателей.