Петр Гринев - главный герой рассказа. Ему 17 лет он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из основных качеств Гринева – искренность. Он искренен с героями романа и с читателями. Рассказывая и своей жизни, он не стремился приукрасить ее. На кануне дуэли со Швабриным, он взволнован и не скрывает этого: «Признаюсь, я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении». Также прямо и просто говорит он и своем состоянии перед беседой с Пугачевым в день захвата им Белогорской крепости: «Читатель легко может себе представить, что я не был совершенно хладнокровен». Гринев не скрывает и отрицательных поступков (случай в трактире, во время бурана, в разговоре с Оренбургским генералом). Грубые ошибки искупаются его раскаянием (случай с Савельчем). Дума Гринева еще не очерствела на военной службе, некоторые он сохранил до конца жизни. Он содрогнулся при виде изуродованного башкира, захваченного при распространении Пугачевских листовок. Сильное впечатление производит на него пение Пугачевцев: «Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простая песня о виселице, распеваемая людьми, обреченными виселицею. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, - все потрясало меня каким-то поэтическим ужасом». Гринев не был трусом. Он без колебания принимает вызов на дуэль. Он один из немногих выступает на защиту Белогорской крепости, когда, не смотря на команду коменданта, «оробелый гарнизон не двигается с места». Он возвращается за отставшим Савельичем.
Самые разные влияния пришлось испытать Петруше в это время. В отце уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презре-ние к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, кото-рое отмечало «людей старого века» и замашки крепостника.
Мягкая, но безвольная мать; честный, преданный, но недалекий Савельич; добрый, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки - вот окружение Петруши в детские годы. Поэтому неудивительно, что познание по окончании курса домашнего воспитания ограничивались умением су-дить «о свойства борзого кобеля», кое - как читать по-французски и драть-ся на шпагах, а в нравственных понятиях царила самая невероятная пута-ница. «Верхом благополучия человеческого» он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем - веселую жизнь в Петербурге. Нельзя сказать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца, хотя, конечно, многое и главное запало ему в душу. Недаром он, хотя и в ирони-ческой форме, но в духе своих юношеских воззрений объясняет оренбург-скому генералу смысл поговорки «Ежовые рукавицы». Выросший на дере-венском приволье, вдалеке от светского общества, Гринев научился не-предвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные за-машки, но вместе с тем прямоту и честность