На первый план в рассказе И.С. Тургенева «Муму» вынесен конфликт отношений дворянского сословия и крепостных людей, находящихся у первых в подчинении и в услужении, одним словом, им принадлежащих и являющихся, по сути, их рабами.
Крепостные настолько смирились с участью рабов, что не представляют другой жизни, а если и представляют, то сразу встает неизбежность страшного наказания. Дюжие мужики ходят по струнке, покорны, девка Татьяна почти как не живая, со всем согласна. Выделяется из дворовой челяди один человек – дворник Герасим. Герасим нем и глух, но не глухо и не немо его сердце. Он искренне и с теплотой относится к дворовой девке Татьяне и искренне любит своего верного друга – собачку Муму. Но Татьяну выдают замуж за другого (Герасима обманули с целью отвадить его от Тани, подстроили, как будто девушка пьяная (а Герасим жутко не любил пьяниц), и Герасим разочаровался в ней, сам толкнул ее к Капитону, показывая, что пьяница пьянице пара). Этот поступок характеризует его как человека принципиального, любящего порядок, не терпящего предательства. А Муму, самое любимое существо, ему пришлось собственноручно убить по приказу барыни. В подчинении, связанной по рукам и ногам воле крепостного раскрывается главный конфликт произведения: через образ немого Герасима автор раскрывает образ всего «бессловесного» крепостного русского народа, не имеющего своей воли, голоса, жизни.
Будущее героя представляется двояко: или он все так же после побега живет в своей деревне и в удовольствие работает на поле (может, женится, ведь он прощать и забывать обиды), а может быть, приглянется своей силой какому-нибудь другому барину и пробудет у него в подчинении при дворе до конца дней своих (а если сбежит, то поймают и накажут). Начало фразы «И живет до сих пор Герасим» можно истолковать с той точки зрения, что автор в современной ему действительности изменений не видит: все так же будут властвовать и заниматься самоуправством дворяне, и все так же будут подчиняться и проживать чужую жизнь в неволе крестьяне.
История России уходит своими корнями глубоко в века. В ней переплетаются язычество и христианство. Родной язык, история, литература живы и процветают, пока хранятся культурные традиции нации, выверенные столетиями. А их у нас много: язычество дало нам праздники Масленицу и Купалу, христианство – Рождество и Пасху. Никто не станет спорить, как весело и многолюдно было на этих праздниках. Обряды - установленные обычаями действия, были канонизированы, но каждый народ России, каждое село привносили в них неповторимые элементы.
Вы все бывали на этих, возрождаемых в наше время, обрядовых праздниках: водили хороводы, играли в игры, пели песни, сидели у костра. Ведь прониклись! Однако праздники редки, как же коротали наши предки долгие осенние и зимние вечера? Существовал такой обряд как посиделки. По вечерам, в выходные или установленные дни собирались молодые люди в подготовленных избах или у костра и общались. Но не путайте это действо с современными «посиделками».
В обряде была продумана каждая мелочь, ведь не зря же это обряд. Собирались девушки незамужние, готовые вступить в брак, работали (пряли, шили, вышивали, делали заготовки), пели при этом обрядовые песни, разговаривали о парнях. А парни приходили по приглашению – развеселить и познакомиться поближе. Они приносили игры и танцы, ухаживали и присматривали невест. В таком действе можно было хорошо разглядеть характер человека и удачно выбрать пару. Были и зрители. Дети и подростки не участвовали в посиделках, но смотрели и с малых лет учились работе и обхождению с противоположным полом.
В городах эта традиция переросла в балы, они тоже возрождаются. Возрождаются и посиделки. Ведь современным молодым людям недостает культуры общения. Участвуя в обрядовых действиях, каждый сможет показать себя, проявить свои лучшие стороны и встретить близкого по духу человека.
Цитата самого Николая Васильевича Гоголя: “В "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я знал... и за одним разом посмеяться над всем”.