Иван Иванович Дмитриев — русский поэт, баснописец, государственный деятель; представитель сентиментализма. Член Российской академии. И. И. Дмитриев родился 21 сентября 1760 года в дворянской семье. Получив первоначальное образование дома (в родовом имении под Сызранью), он продолжал его в частных пансионах— сначала в Казани, а затем в Симбирске. В 1774 году подросток по настоянию отца был определён в Петербургскую полковую школу. Не имея к военной службе никакой склонности, он тем не менее терпеливо дослужил до 1796 года, достигнув чина полковника. Вскоре по ложному доносу Дмитриев был обвинён в покушении на жизнь только что вступившего на престол Павла I и арестован. Недоразумение, однако, быстро выяснилось, и пострадавший был осыпан царскими милостями. Стремясь всецело заняться литературным трудом, поэт в конце 1799 года уходит в отставку, но в 1806 году снова возвращается уже на штатскую службу. В 1810 году Дмитриев становится министром юстиции. Он стремится быть полезным Отечеству на этом высоком посту, но «огорчения и досады», которые приходилось испытывать честному государственному деятелю из-за интриг сослуживцев, заставили его в 1814 году снова выйти в отставку, и на этот раз навсегда. Интерес к поэзии возникает у Дмитриева в 1770-е годы. Большое впечатление на него произвели стихотворения Державина. Участие в «Московском журнале» сделало имя Дмитриева известным. В эти годы Дмитриев писал сказки, песни, басни. Большой популярностью пользовались лирические песни Дмитриева, раскрывающие внутренний мир человека. К их числу относятся песни «Стонет сизый голубочек…», «Куда мне, сердце страстно, куда с тобой бежать?..», «Что с тобою, ангел, стало?..», «Всех цветочков боле розу я любил…» и др. Многие из них были положены на музыку и дожили до наших дней в виде старинных романсов. Типичным образцом является песня «Стонет сизый голубочек…». Используя слова из народной песни «Ах, что ж ты, голубчик, невесел сидишь?», автор тщательно отбирает эмоционально окрашенные слова, которые сразу погружают читателя в стихию тихого, грустного чувства: «стонет», «тоскует», «сохнет», «слёзы льёт», «страдает», «плачет»… Читатель оказывается во власти созданного поэтом настроения, во власти стихии чувств. Центральное место, однако, в творчестве Дмитриева, которого современники называли «русским Лафонтеном», принадлежит басням (им написано 80 басен). Рассуждая в них по поводу общечеловеческих недостатков, поэт призывает своих читателей довольствоваться тем, что они имеют, и не роптать на судьбу. Таковы басни «Два Голубя», «Искатели Фортуны», «Орёл, Кит, Уж и Устрица», «Желания», «Летучая рыба», «Кот, Ласточка и Кролик», «Муха».
Источник: http://interesting-information.ru/2017/09/kratkaya-biografiya-dmitrieva-ivana-ivanovicha
Родился будущий поэт в ночь со 2 на 3 октября 1814 г. в Москве. Крестили его 11 октября, о чем была сделана соответствующая запись в метрической книге церкви Трех Святителей г. Москвы под № 25 в 1 части от 2 октября за 1814 год:
"В доме господина покойного генерал майора и кавалера Федора Николаевича Толя у живущего капитана Юрия Петровича Лермантова родился сын Михаил; молитствовал протоирей Николай Петров с дьячком Яковом Федоровым, крещен того же октября 11 дня; восприемником был господин коллежский асессор Фома Васильевич Хотяинцов, восприемницею была вдовствующая госпожа гвардии порутчица Елисавета Алексеевна Арсеньева. Оное крещение отправляли протоирей Николай Петров, дьякон Петр Федоров, дьячок Яков Федоров, пономарь Алексей Никифоров" [30, 13].
Из двух кормящих тарханских крестьянок, привезенных в Москву, выбрали 29-летнюю Лукерью Алексеевну Шубенину, мать четверых детей, опытную кормилицу. Она вскармливала своим молоком барчонка два года, а потом его передали на попечение бонны немки Христины Ремер и крепостного дядьки Андрея Соколова. Лукерья Алексеевна возвратилась из барского дома в село, в свою избу, в свою семью и продолжала исполнять прерванные повседневные обязанности барщинной крестьянки. Состав ее семьи на 1817 г. был следующим: "Иван Васильев — 32 года, его жена Лукерья Алексеевна — 32. Их дети: Степан — 10, Праскева — 7, Анна — 5 (ГЛМЗ № 1556 — ОИ, л.96). В списке семьи нет младшей дочери Лукерьи — Татьяны, ровесницы Лермонтова. Лишенная молока матери во младенчестве, она умерла на третьем году жизни. В 1818 г. у кормилицы родился второй сын — Василий.
Лукерья Алексеевна стала зачинательницей новой фамилии в Тарханах — Кормилицыных. Под этой фамилией семья Лукерьи Алексеевны, а потом семьи ее детей попали в официальные документы. Так, в тарханской исповедальной книге за 1862 г., когда самой кормилицы уже девять лет не было в живых, значатся два ее сына Степан и Василий Кормилицыны [47, 80 — 100].
До настоящего времени в с. Лермонтове проживают многие потомки кормилицы поэта, однако они уже не носят фамилии Кормилицыных.