Сделать анализ стихотворения Брюсова «Мучительный дар» по след плану:
III. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
IV. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
Доказывать, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста, футуриста или иного направления.
Подобрать в тексте «ключевые» слова и образы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.
V. Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор:
– Какую лексику использует автор: бытовую, повседневную, литературную, книжную, публицистическую, архаизмы, устаревшие слова,неологизмы, слова, созданные автором и др.
– средства поэтической лексики (метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения и т.д.);
– синтаксические фигуры (синтаксический параллелизм, антитеза, градация, многосоюзие, бессоюзие, различные повторы и т.д.)
– фонетические средства
VI. Ритм стиха, стихотворный размер:
Ямб u /
Хорей / u
Амфибрахий u/u
Дактиль /uu
Анапест uu/
Дольник
Верлибр / свободный или белый стих/
Акцентный стих.
/ - ударный слог; u - безударный слог; uu - пиррихий, // - спондей.
Обратить внимание, есть ли в стихотворении значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку:
Например:
О как на склоне наших дней - 8 слогов
Нежней мы любим и суеверней… - 10 слогов, перебой ритма
Сияй, сияй прощальный свет - 8 слогов
Любви последней, зари вечерней - 10 слогов, перебой ритма
Объяснить, как перебои ритма передать интонацию, настроение автора, создают мелодию.
VII. Рифмы (связывают по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создают новые значения слов рифмовки:
Смежная/парная/ААВВ
Перекрёстная АВАВ
Кольцевая АББА
Сплошная
Прерванная др. виды рифм
Выписать рифму, выделить клаузулу, определить ее вид: женская-мужская-дактилическая-гипердактилическая, полнозвучная – неполнозвучная, равносложная-неравносложная, смягченная-несмягченная, открытая-закрытая, точная-неточная.
VIII. Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
IX. Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:
- сам автор
- рассказ от лица персонажа
- автор играет какую-то роль.
X. Определить субъект речи (кто рассказывает), Объект речи (то, что изображено, о ком, о чем рассказывается), адресат речи (кому рассказывается, слушающий). Точкой зрения субъекта речи определяется тема, идея, характер воздействия на адресата, стилистические особенности речи.
Объяснение:
ГАММА – это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся римскими цифрами: I. II. III. IV. V. VI. VII. I (VIII). Каждая ступень имеет своё название:
I ступень - тоника
II ступень – нисходящий вводный звук
III ступень – медианта
IV ступень – субдоминанта
V ступень – доминанта
VI ступень – субмедианта
VII ступень – восходящий вводный звук
ТОНАЛЬНОСТЬ – это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от своей тоники и от лада (например До мажор).
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это тональности с одинаковыми ключевыми знаками и звуковым составом, но разными ладами и тониками.
ОДНОИМЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это тональности с одинаковыми тониками, но разными ладами, звуковым составом и ключевыми знаками.
ЛАД – это система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков, объединённых тоникой. В ладу 7 ступеней, которые обозначаются римскими цифрами: I, III, V ступени – устойчивые, II, IV, VI ступени – неустойчивые.
ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД - это лад, роль тоники в котором выполняют попеременно различные его тоны.
МАЖОРНЫЙ ЛАД – это лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Мажорный лад имеет строение: т (тон) – т (тон) – Ѕ (полутон) – т (тон) – т (тон) – т (тон) – Ѕ (полутон). Такой мажорный лад называется – натуральным. Тоника обозначается буквой - Т.
Гармонический мажор - это мажор, в котором понижается 6 ступень. Он имеет строение:
т – т - Ѕ - т - Ѕ - т Ѕ (полтора тона) - Ѕ.
3 ВИДА МИНОРА.
Натуральный минор – имеет строение: т (тон) – Ѕ (полутон) - т – т – Ѕ - т – т.
Гармонический минор – это минор, в котором повышается 7 ступень. Он имеет строение:
т – Ѕ - т – т – Ѕ - т Ѕ (полтора тона) - Ѕ.
Мелодический минор – это минор, в котором при движении вверх повышаются 6 и 7 ступени, а вниз – как в натуральном миноре. Вверх он имеет строение: т – Ѕ - т – т – т – т – Ѕ.
ТОНАЛЬНОСТИ ДО 3-Х ЗНАКОВ
ДО МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «до» и без ключевых знаков альтерации.
ля минор– это тональность минорного лада, с тоникой «ля» и без ключевых знаков альтерации.
СОЛЬ МАЖОР – это тональность мажорного лада с тоникой «соль» и одним ключевым знаком – фа диез.
ми минор– это тональность минорного лада с тоникой «ми» и одним ключевым знаком – фа диез.
РЕ МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «ре» и двумя ключевыми знаками – фа диез и до диез.
си минор - это тональность минорного лада, с тоникой «си» и двумя ключевыми знаками – фа диез и до диез.
ЛЯ МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «ля» и тремя ключевыми знаками – фа-диез, до-диез, соль-диез.
фа-диез минор - это тональность минорного лада, с тоникой «фа-диез» и тремя ключевыми знаками – фа-диез, до-диез, соль-диез.ФА МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «фа» и одним ключевым знаком – си бемоль.
ре минор - это тональность минорного лада, с тоникой «ре» и одним ключевым знаком – си бемоль.
СИ БЕМОЛЬ МАЖОР - это тональность мажорного лада, с тоникой «си-бемоль» и двумя ключевыми знаками – си бемоль и ми-бемоль.
соль минор - это тональность минорного лада, с тоникой «соль» и двумя ключевыми знаками – си бемоль и ми-бемоль.
МИ БЕМОЛЬ МАЖОР - это тональность мажорного лада, с тоникой «ми-бемоль» и тремя ключевыми знаками – си бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль.
до минор - это тональность минорного лада, с тоникой «до» и тремя ключевыми знаками – си бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль.ИНТЕРВАЛЫ
Одновременное или последовательное сочетание 2 звуков называется – интервал (с латинского «расстояние»). Если звуки интервала взяты одновременно – это гармонический интервал, если последовательно – мелодический интервал.
Интервал определяется 2 величинами: тоновой и ступеневой. Тоновая величина – показывает количество тонов в интервале и обозначается словами – малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшённая. Ступеневая величина – показывает количество ступеней в интервале.
Афиняне обвинили его в гибели мальчика.
После того, как Дедал движимый завистью приглашает Талоса на крышу храма якобы полюбоваться видами, он неожиданно сбрасывает Талоса с крыши, после чего тот умирает.
За это убийство его навечно изгнали из города и ему пришлось бежать на Крит.