стихотворение было написано в 1828 году. после возвращения из ссылки в 1826 году пушкин некоторое время надеялся на то, что теперь его мечты о свободном творчестве воплотятся в жизнь. но царь и его слуги не оставляют поэта в покое. тайные агенты следят за каждым шагом поэта, его произведения подвергаются жестокой цензуре. в 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании произведения «андрей шенье» и безбожной поэмы «гавриилиада». видимо, эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения «анчар».
жанр традиционно определяется как лирическое стихотворение, но событийный сюжет позволяет назвать его .
в основу сюжета этого произведения пушкин положил полулегендарные сведения о существовании на острове ява ядовитого дерева анчар. путешественники рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух, а сок его смертелен. вожди местных племен посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел.
в своем стихотворении пушкин создает яркий и выразительный образ смертельно ядовитого дерева, символизирующий абсолютное зло:
к нему и птица не летит,
и тигр не йдет: лишь вихорь черный
на древо смерти набежит —
и мчится прочь, уже тлетворный.
к этому дереву царь, которому понадобился яд для стрел, послал своего слугу. тот выполнил поручение, заплатив за это жизнью.
в «анчаре» поднимается тема гибельности неограниченной власти. пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который отправляет человека к дереву, несущему смерть. все живое избегает прикосновения к анчару, он — «один во всей вселенной». царь нарушает закон природы.
композиция. стихотворение делится на две части. в первой дается описание ядовитого дерева. во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. при изображении анчара пушкин использует эпитеты, направленные на раскрытие его основного качества — губительности для всего живого. образы царя и слуги контрастны: в первом поэт подчеркивает его всевластие, безжалостность, во втором — покорность. при этом образы анчара и царя, наоборот, сопоставлены: и тот и другой несут смерть.
идейный смысл этого стихотворения — губительность неограниченной власти для общества.
оборона севастополя 1854—1855 гг. — героическая оборона войсками севастополя (главной базы черноморского флота) в крымской войне. эту оборону называют также «первой обороной севастополя», в отличие от обороны города в 1941—1942 гг.
блокада севастополя стала кульминацией крымской войны. севастополь (гарнизон около 7 тысяч человек), не имевший заранее подготовленной обороны города с суши, подвергся удару -французского десанта (более 60 тысяч человек) и флота, превосходившего флот по боевым кораблям более чем в три раза. в короткий срок на южной стороне города были созданы оборонительные укрепления, тогда как вход с моря в севастопольскую бухту перекрыли специально затопленные корабли. союзники по антироссийской коалиции — , франция и турция — рассчитывали, что город будет захвачен за неделю, однако они недооценили стойкость оборонявшихся войск, в ряды которых влились сошедшие на берег моряки черноморского флота. в обороне города приняли участие и мирные жители. осада продлилась 11 месяцев. в ходе осады союзники провели шесть массированных артиллерийских бомбардировок севастополя с суши и моря[1].
севастопольскую оборону возглавлял начальник штаба черноморского флота вице-адмирал в. а. корнилов, а после его гибели — командующий эскадрой вице-адмирал (с марта 1855 года — адмирал) п. с. нахимов. настоящим «гением» обороны севастополя стал военный инженер генерал э. и. тотлебен.
после и инкерманского сражений 1854 года борьба за город перешла в затяжную стадию. пережив зиму, к которой они были плохо подготовлены, союзники прорвались в азовское море. к маю 1855 года войска антироссийской коалиции на полуострове насчитывали 175 тысяч человек, войска — 85 тысяч, в том числе 43 тысячи в районе севастополя
в ночь на 28 августа (9 сентября) 1855 года противник овладел ключевой позицией — малаховым курганом, что предрешило исход севастопольской обороны. дальнейшая оборона города не имела смысла. князь горчаков за одну ночь перевёл свои войска на северную сторону. город был подожжён, пороховые погреба — взорваны, военные суда, стоявшие в бухте, — затоплены. союзники, однако, не решились преследовать российские войска, считая город заминированным, и только 30 августа (11 сентября) вступили в дымящиеся развалины севастополя.
оборона севастополя продемонстрировала умелую организацию активной обороны, основанной на взаимодействии сухопутных войск и флота. характерными её особенностями стали непрерывные вылазки обороняющихся, ночные поиски, минная война, тесное огневое взаимодействие корабельной и крепостной артиллерии
Объяснение:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ ПУШКИНА «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…» И БЛОКА «О ПОДВИГАХ, О ДОБЛЕСТЯХ, О СЛАВЕ…»
При поверхностном взгляде на стихотворения может показаться, что Блок во многом повторяет схему развития лирического сюжета у Пушкина. Начать хотя бы с того, что совпадает количество строф (по шесть), структура строфы (четырехстишие) и рифмовки (перекрестная). Оба стихотворения написаны ямбом. четырехстопным у Пушкина и пятистопным у Блока.
Композиции стихотворений во многом похожи. Произведения
поэтов можно разделить на три условные части. Первая и вторая части «совпадают»: первая — это воспоминание о «чудном мгновенье» и лице «в простой оправе», заставляющее забывать «о подвигах, о доблестях, о славе»; вторая — вычеркнутые из жизни «без божества, без вдохновенья» годы и «дни» летящие и кружащие «проклятым роем», а вот третья часть несет разную смысловую нагрузку: если у Пушкина — это пробуждение души, воскресение «божества и вдохновенья», то у Блока итогом является вывод: «все миновалось, молодость
Более внимательный анализ позволяет еще
лучше увидеть, насколько разные художественные задачи стояли перед поэтами в этих стихотворениях, детали композиции которых в какой-то степени действительно сходны. Прежде всего это касается трех важнейших содержательных элементов художественного целого — это лирический герой. героиня, воплощающая для него наиболее прекрасное проявление бытия, и мир, в котором лирический герой так или иначе самоопределяется.
Лирические герои Пушкина и Блока по-разному представляют себе окружающий мир и свое положение в нем. Это во многом связано с художественным методом. Пушкин к 1825 году в большинстве своих произведений — реалист. Жизнь человека во всем богатстве и многообразии ее проявлений составляет главный предмет непосредственного воплощения поэта. То, о чем говорит поэт, призвано в максимальной степени передать реальность. В данном случае реальность чувств и переживаний лирического героя, близкого автору. Автобиографический момент не мешает читателям воспринимать чувства поэта как свои. Пушкин проник в одну из сфер жизни, переживаний личности, которая ведома и важна для большинства, и сумел найти слова и образы для передачи того, что волнует многих. Его цель классически «проста» — сказать о любви, без которой жизнь пуста и бесцветна и с приходом которой все проявления жизни получают смысл и краски.