В художественном произведении, в том числе драматическом, образ героя складывается из множества факторов, среди которых речь персонажа - один из самых важных. Речь героя в полной мере раскрывает и его внутренний мир, и образ жизни. Именно речь автору сделать образ запоминающимся, выделить его на фоне остальных.
В комедии Николая Васильевича Гоголя "Ревизор" ярких персонажей немало, и речь каждого из них точнейшим образом характеризует героя. Даже если бы Гоголь не написал свои "замечания для господ актеров", где подробно охарактеризовал каждого персонажа, то и актер, и зритель легко бы понял, каковы они, гоголевские герои - по их речи.
Например, в "замечаниях" Гоголь пишет о Хлестакове, что он "несколько приглуповат", "без царя в голове", "говорит и действует без всякого соображения." Зритель прекрасно видит это, услышав то, что говорит персонаж: "Меня даже хотели сделать вице-канцлером. О чем, бишь, я говорил?" "Моих, впрочем, много есть сочинений: "Женитьба Фигаро", "Роберт-Дьявол", "Норма". Уж и названий даже не помню". "А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж... ж... ж... Иной раз и министр..." Тем смешнее то, что чиновники принимают его за "значительное лицо": они лишь видят то, что хотят видеть. А зритель видит крайне легкомысленного и недалекого человека, обожающего приврать и прихвастнуть.
Слуга Хлестакова, крепостной Осип, отличается здравым смыслом и умением при Взятый из деревни в столицу, он сочетает в своей речи и просторечные крестьянские выражения, и слова, которых нахватался в городе - "кеатры", "галантерейное обхождение". Ленивый и себе на уме, Осип не уважает барина, как видно из его монолога во 2-ом действии.
Речь чиновников города Эн тоже точно характеризует этих людей. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий, меняет стиль общения с людьми в зависимости от того, с кем говорит.
Он почтителен до подобострастности с лже-ревизором Хлестаковым, а с подчиненными зачастую груб. В его речи соседствуют и вежливые обороты, и просторечные выражения, и ругательства. Поэтому, даже не читав "замечаний для господ актеров", зритель сделает вывод, что городничий выслужился из нижних чинов. Речь каждого из персонажей "Ревизора" многое может рассказать об этом человеке. В "Ревизоре" Гоголя герои получились по-настоящему "живыми"
2. Степень участия и его роль в конфликте.
3. Анализ имени.
4. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
5. Речевая характеристика.
6. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
10. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
11. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.
12. Оценка литературного персонажа его современниками.
13. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.