В своей речи «о судьях» Чацкий разоблачает старое поколение, которое не принесло никакой пользы Родине, только грабило государство, богатело за счет друзей и родственников, проводило свои дни раздольно, заботясь лишь о высоких чинах, званных обедах и многочисленных визитах. Главный герой видит смысл жизни в служении народу, высказывает неприязнь в отношении крепостного права, что отразилось в его воспоминаниях о крепостном театре, о «Несторе негодяев знатных» , обменявшем своих верных слуг на трёх борзых собак, о распроданных крепостных детях, отобранных у родителей. Чацкий является гуманистом, защищает свободу и независимость личности, право выбирать себе занятие: путешествовать, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим, высоким и прекрасным» . Он утверждает прогрессивные идеи, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению. Произнося свою речь, Чацкий выступает от всего поколения, которое хочет изменить предрассудки старого общества.
• Жадный сам себе покоя не дает.• Лучше по миру собирать, чем чужое брать.• Говорить без дела, что по воде писать.• Гол, да не вор, беден, да честен.• Бедность крадет, а нужда лжет.• Бедность учит, а счастье портит.• Биться, драться — не ума набираться.• Бог видит, кто кого обидит.• Вор, что заяц: и тени своей боится.• Всяк правды ищет, да не всяк ее хранит.• Говорит по секрету, а выдает всему свету.• Как вор ни ворует, а тюрьмы не минует.• Ленивые руки не родня умной голове.• Лесть да месть дружны.• Лучше свой кусок, чем чужой пирог.• Любишь кататься, люби и саночки возить.• Ахи да охи не дадут подмоги.• Законы святы, да законники супостаты.
В «Повести временных лет» записаны легенды о происхождении славян, их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с хазарами и варягами, призвании новгородскими славянами варягов-русь с Рюриком во главе (призвание варягов) и образовании государства Русь. Предания, записанные в ПВЛ, представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства и первым русским князьям. Имена Рюрика, Синеуса, Трувора, Аскольда, Дира, Вещего Олега не встречаются в других синхронных источниках, хотя делаются попытки отождествить некоторых исторических персонажей с перечисленными князьями.