Снегурочка — героиня «весенней сказки» А.Н. Островского «Снегурочка» (1873). Действие пьесы происходит в «стране берендеев в доисторическое время». Мифопоэтический образ Берендеева царства навеян устным народным творчеством. Это — идиллическое царство мира и согласия. Любовь — сердцевина жизни берендеев, форма их служения могучему языческому богу Солнца — Яриле. Появление среди людей «холодной» С. вносит в их жизнь «ревность, брань, усобицу». В сердца людей проникает «остуда немалая». Дочь Весны и Мороза, С.— всем чужая. Она «не знает любви совсем». Ее влекут «людские песни», страстные и печальные напевы любви. С. томится любопытством и удивляется силе этого чувства, заставляющего людей страдать и плакать. Но «младенческая душа» С. спит, никто не может пробудить в ней «желание любви». Еще не зная любви, С. узнает «мучительную ревность», зависть к чужому счастью. Она чувствует себя «обманутой, обиженной, убитой», когда пастух Лель с легкостью покидает ее ради горячей сердцем и полной жизни Купавы. С. обращается к матери-Весне с мольбой о «даре любви». Подаренный Весною волшебный венок пробуждает «дремоту души», открывает С. красоту мира, радость жизни. «Гордый духом» Мизгирь становится «избранником души» С. Ее «холодное сердце», познав любовь, превращается в обыкновенное, живое, человеческое сердце, и С. гибнет со словами: «Люблю и таю, таю от сладких чувств любви». Ее «чудесная кончина» восстанавливает эпическое равновесие царства берендеев, как искупительная жертва, призванная умилостивить грозного Ярилу. Образ С. послужил прообразом героини оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (1881). Первая исполнительница роли С. — Г.Н.Федотова (1873). Среди других исполнительниц — В.Ф.Комиссаржевская (1900), М.П.Лилина(1900).
Троекуров затеял такое низкое и темное дело, что Андрей Гаврилович не мог даже представить себе размеров опасности, которая ему угрожала.
Какую цель преследовал Троекуров, отнимая у Дубровского имение? Для него было важно, чтобы дети осознали, что богатый Троекуров не нуждался в увеличении своих имений. Не корыстные цели преследовал он, пожелав овладеть Кистеневкой. Он намеревался создать своему бывшему приятелю такие условия, чтобы тот оказался в полной зависимости от него, Троекурова, чтобы Дубровский просил его о снисхождении, унижался перед ним . Надменный богач хотел довести бывшего друга до полной нищеты, сломить его гордость, растоптать человеческое достоинство.
Неожиданное и неправое решение нанесло страшный удар старому Дубровскому, лишив его дома, земли, всего его скромного имущества, ошеломив жестокостью. Бедный старик помешался, и, хотя жизнь его на короткое время была он впал в совершенное детство.
Так трагически завершился суд, на который Кирила Петрович ехал со «злобной улыбкой» . Спросим: «Каким должно было быть настроение Троекурова, выигравшего дело, и почему решение суда не доставило ему радости? »
«Злодей» Троекуров должен был бы только радоваться своей победе. Читатели не всегда понимают, почему «внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на ею ( Троекурова )воображение и отравило его торжество». Понять переживания Троекурова очень важно, так как они во многом объясняют мотивы, побудившие ого в дальнейшем стремиться к примирению со стариком Дубровским.
Вопрос о том, что побудило Кирила Петровича предпринять попытку помириться с Дубровским, углубляет представление о Троекурове. "От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердца ".
В душе Троекурова происходила борьба между низкими и «более благородными» чувствами. «Удовлетворенное мщение и властолюбие» боролись с привязанностью к старому товарищу. Победило последнее, и Троекуров направился в Кистеневку с «благим намерением» помириться со старым своим соседом, «уничтожить и следы ссоры, возвратив ему достояние» .
Примирение не состоялось. Больной Дубровский умер при виде своего «друга». Кирила Петрович, услышав от Гриши приказ молодого Дубровского поскорее убираться, пока его не выгнали, был приведен в неописуемую ярость: «лицо его стало мрачнее ночи, он с презрением улыбнулся, грозно взглянул на дворню и поехал шагом около двора» .
Снегурочка — героиня «весенней сказки» А.Н. Островского «Снегурочка» (1873). Действие пьесы происходит в «стране берендеев в доисторическое время». Мифопоэтический образ Берендеева царства навеян устным народным творчеством. Это — идиллическое царство мира и согласия. Любовь — сердцевина жизни берендеев, форма их служения могучему языческому богу Солнца — Яриле. Появление среди людей «холодной» С. вносит в их жизнь «ревность, брань, усобицу». В сердца людей проникает «остуда немалая». Дочь Весны и Мороза, С.— всем чужая. Она «не знает любви совсем». Ее влекут «людские песни», страстные и печальные напевы любви. С. томится любопытством и удивляется силе этого чувства, заставляющего людей страдать и плакать. Но «младенческая душа» С. спит, никто не может пробудить в ней «желание любви». Еще не зная любви, С. узнает «мучительную ревность», зависть к чужому счастью. Она чувствует себя «обманутой, обиженной, убитой», когда пастух Лель с легкостью покидает ее ради горячей сердцем и полной жизни Купавы. С. обращается к матери-Весне с мольбой о «даре любви». Подаренный Весною волшебный венок пробуждает «дремоту души», открывает С. красоту мира, радость жизни. «Гордый духом» Мизгирь становится «избранником души» С. Ее «холодное сердце», познав любовь, превращается в обыкновенное, живое, человеческое сердце, и С. гибнет со словами: «Люблю и таю, таю от сладких чувств любви». Ее «чудесная кончина» восстанавливает эпическое равновесие царства берендеев, как искупительная жертва, призванная умилостивить грозного Ярилу. Образ С. послужил прообразом героини оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (1881). Первая исполнительница роли С. — Г.Н.Федотова (1873). Среди других исполнительниц — В.Ф.Комиссаржевская (1900), М.П.Лилина(1900).