роман в стихах александра сергеевича пушкина «евгений онегин» – едва ли не самое известное произведение писателя, одна из ключевых составляющих его творчества. в романе подняты вечные проблемы любви и верности, поиска смысла жизни, конфликта между романтическими представлениями и суровой реальностью. «евгений онегин» также является отражением эпохи, предшествовавшей восстанию декабристов, в нём показаны характеры и мысли людей из высшего общества тех времен. сочинение: «евгений онегин» александра сергеевича пушкина – вершина творчества писателя. этот роман в стихах, которой сочинялся поэтом на протяжении восьми лет, с 1823 по 1831 годы, занял центральное место среди пушкинских сочинений. в «онегине» не только отразились краски бурной эпохи начала 20-х годов xix века, здесь прослеживается также творческая эволюция писателя. в своем бессмертном романе пушкин рисует образы ярких героев эпохи между отечественной войной и декабристским восстанием, дает читателю представление об их характерах, душевных переживаниях.
черновики повести гоголя «заколдованное место» не сохранились, поэтому точная дата ее создания неизвестна. скорее всего она была написана в 1830 году. повесть «заколдованное место» вошла во вторую книгу сборника «вечера на хуторе близ диканьки».
произведения этого сборника имеют сложную иерархию рассказчиков. подзаголовок цикла указывает, что «вечера на хуторе близ диканьки» издал некий пасечник рудый панько. повести «вечер накануне ивана купала», «пропавшая грамота» и «заколдованное место» рассказаны дьячком одной церкви. такое отстранение автора от участника событий позволило гоголю добиться двойного эффекта. во-первых, избежать обвинения в сочинении «небылиц», во-вторых, подчеркнуть народный дух повествования.
сюжет повести действительно основан на традициях фольклора, которые хорошо были знакомы писателю с детства. сказки о «проклятых местах» и кладах характерны для мифотворчества многих народов. в славянских сказаниях сокровища часто искали на кладбищах. нужную могилу указывала внезапно вспыхнувшая свеча. традиционен для народных и мотив превращения неправедно добытого богатства в мусор.
самобытность повести проявляется в ярком и сочном языке, который щедро усеян украинскими словами: «чумаки», «курень», «баштан», «хлопцы»… предельно точное изображение народного быта, а также искрометный юмор писателя особую гоголевскую атмосферу, полную поэтической фантастики и лукавства. читателю кажется, что он сам находится среди слушателей дьячка. такой эффект достигается за счет метких комментариев рассказчика.
главный герой повести – дед максим. автор описывает его с доброй иронией. это живой, веселый и деятельный старик, который любит прихвастнуть, лихо танцует и не боится самого черта. деду нравится слушать рассказы чумаков. внуков своих он ругает, называет «собачьими детьми», но понятно, что старик души не чает в сорванцах. а те дружелюбно подшучивают над дедом.
важный элемент повести – само заколдованное место. в наше время его бы назвали аномальной зоной. дед случайно обнаруживает «плохое место» во время танца. как только старик попадает на его границу «возле грядки с огурцами», так ноги сами перестают танцевать. а внутри заколдованного места происходят странные вещи с пространством и временем, которые дед приписывает действию нечистой силы.
переход между реальным и нереальным миром изображен в виде искажающегося пространства. ориентиры, которые дед отмечает для себя в зоне аномалии, в реальном мире не проявляются. ему никак не удается найти точку, с которой видны поповская голубятня и гумно волосного писаря.
проклятое место имеет «свой характер». оно не любит чужих, но не вредит незваным гостям, а только пугает их. особого урона от проникновения иррациональных сил в реальный мир тоже нет. земля в аномальной зоне всего лишь не дает урожая. заколдованное место не прочь поиграть с дедом. то не допускает к себе, несмотря на все старания, то вдруг легко открывается. в арсенале аномальной зоны много необычных средств: внезапно испортившаяся погода, исчезновение с неба месяца, чудовища. страх заставляет старика на время бросить находку. но жажда наживы оказывается сильнее, поэтому потусторонние силы решают проучить деда. в котле, который с таким трудом был добыт в проклятом месте, оказались не драгоценности, а «сор, дрязг и стыдно сказать что такое».
после такой науки герой повести стал религиозен, зарекся сам иметь дело с нечистой силой и наказал всем близким. дед своеобразно мстит черту, который так его заморочил. старик огораживает заколдованное место плетнем и выбрасывает туда всякий мусор с баштана.
подобный финал закономерен. гоголь показывает, что такие сокровища не приносят добра. дед получает в награду не клад, а насмешку. так писатель утверждает идею призрачности всякого богатства, которое нажито нечестным трудом.
пушкин, герцен, белинский и другие современники гоголя с восторгом приняли «заколдованное место». и сегодня читатели с улыбкой и большим интересом погружаются в удивительный мир, где царят остроумие, поэзия и фантастика, оживает сама душа народа.
Метафоры: безумно жить; душит жизни сон тяжелый.
Эпитет: юноша весёлый.
Инверсия: сокрытый двигатель его; душит жизни сон тяжелый.
Анафора: Он весь - дитя добра и света, \ Он весь - свободы торжество!
Пусть душит жизни сон тяжелый, \ Пусть задыхаюсь в этом сне...
Риторический вопрос: разве это \ Сокрытый двигатель его?
Эллипсис: Всё сущее - увековечить, \ Безличное - вочеловечить, \ Несбывшееся - воплотить!
Олицетворение: дитя добра и света.