Составьте сложный план В 1887 году Илья Репин приступает к работе над вторым и окончательным вариантом «Запорожцев».
В соответствии с замыслом он писал свою картину как поэму о вольности народа. Смех казаков, весёлый и издевательский, становится многозначительным грозным смехом запорожской вольницы. В нём звучат теперь не только презрение и уничтожающая насмешка над врагом, но и боевой вызов. Это уже не просто сцена из жизни Запорожской Сечи, а военный совет, решающий важный вопрос. Среди главных персонажей мы видим верхушку Запорожского Войска — кошевого атамана, есаула, писаря — и на их сосредоточенных лицах читаем ясное сознание всей ответственности.
Зима 1887-1888 гг. была почти целиком посвящена «Запорожцам».
Картина давалась нелегко, и Илья Репин подолгу бился над каждой фигурой. Каждый персонаж он годами вынашивал в душе, как бы тщательно изучая его нрав, привычки, характер и биографию, внутренний и внешний облик, вплоть до мельчайших подробностей.
Кто только не через мастерскую художника! Среди его натурщиков, послуживших прототипами запорожцев, были историк Яворницкий (писарь) и кучер Тарновских (щербатый и одноглазый казак Голота), артист Ф. Стравинский (есаул) и обер-гофмейстер камергер Г. Алексеев (сидящий на бочке), профессор А. Рубец («Тарас Бульба»), художники Я. Ционглинский (в золотистой куртке) и Н. Кузнецов («Остап»), военный юрист А. Житкевич («Андрий») и старичок, повстречавшийся на Александровской пристани. От каждого из них художник брал не всё, но лишь то, что ему нужно было для создания сложившегося в его представлении образа.
В 1892 году «Запорожцы» и более чем тридцать этюдов к картине экспонировались на выставке в Академии художеств. Картина начала свою, уже независимую от автора жизнь.
Каждый день сотни зрителей заполняют залы музеев, и к сердцу каждого из них находят свою дорогу атаман Сирко, писарь, судья, Тарас Бульба и его сыновья, казак Голота и все остальные запорожцы. Созданные кистью большого мастера, они обрели долгую жизнь в истории русской живописи, прочно и навсегда вошли в нашу культуру гимном патриотизму и свободолюбию родного народа.
Свои исследования автор начал в середине семидесятых. В то время он все свои деньги тратил на книги по алхимии и знакомился с другими алхимиками, но его «усердие и рвение не давали абсолютно никаких результатов».В 1973 году он совершил некую серьёзную ошибку и прекратил изыскания. В 1981 году автор встретил Учителя, который вернул его «на прежнюю стезю». Учитель делил алхимиков на три типа: одни любят неопределённость, поскольку не знают своего предмета; другие знают его и понимают, что «язык алхимии направлен к сердцу, а не к рассудку»; третьи не знают об алхимии, «но сумели всей жизнью своей открыть Философский Камень».