Выпишите сравнения из текста "...Так вот где таилось погибель моя! Мне смертию кость угрожала!" Из мертвой главы гробовая змея, шипя между тем выползала; как черная лента,вкруг ног обвилась,и вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Символ - это художественный образ в литературе, служащий условным обозначением какого-либо понятия. (Например, роза - символ красоты). Символ уникален тем, что он (в отличие от аллегории - иносказания) может иметь несколько толкований.( Роза - не только символ красоты, но и любви, процветания и т.д.) Говоря о символе, нельзя не упомянуть о поэтах - символистах. Именно они стремясь к загадочности, намекам, недосказанности и использовали символ как главное средство художественной выразительности. Портрет - (в литературе) описание личности персонажа. Портрет может быть физическим (внешность) и психологическим (описание темперамента, характера) Нередко изображение внешности используется автором для изображения души. Так у Толстого "положительные" персонажи почти всегда некрасивы (вспоминаем Наташу Ростову). Автор так пытается обратить внимание читателя на то, что в человеке важнее душа, готовая жертвовать собой ради других. Но для того, чтобы донести эту идею он прежде создает портрет
Рассказ Бунина "Кавказ" заставляет задуматься читателя, кто виноват в случившейся трагедии? История запретной любви показана так, что мы видим характеры героев: легкомысленной неверной жены, решительного, но слабовольного мужа - офицера и трусливого любовника, который не показывается мужу, боясь скандала. Сюжет - любовный треугольник. В этой непростой ситуации, которая привела к трагедии, виноват каждый из героев. Жена офицера виновата в том, что прожив долгие годы со своим мужем, она не задумываясь, изменяет ему и даже не имеет мысли объяснится, поговорить, что-то решить, как жить дальше. Ей проще скрывать свои чувства и делать вид, что в семье все хорошо, ничего плохого не происходит, лишь бы муж не заметил ее настоящих чувств. Таких женщин я не уважаю. Стать предательницей и бегать от мужа к любовнику на свидания - для меня это ужасно и подло. Я никогда этого не приму и не пойму таких людей. У нее не хватило смелости признаться во всем супругу, покаяться и если уж с ним жизнь в невмоготу- расстаться. Так было бы честнее. Последствия такого предательства трагичны. Ее любовник - жалкий, пугливый человечек, который только и может прятаться в вагоне от взгляда мужа, не имеет силы духа выйти и поговорить с ним, признать свою вину, все рассказать и решить, что делать дальше. Ситуация у них безвыходная, тупиковая, выхода из нее нет- так решают герои. Они надеятся, что все встанет на свои места само собой. И усилий с их стороны не требуется. И мы видим, к чему это привело их. Муж - офицер тоже оказался слабохарактерным человеком, он смог быстро свести счеты с жизнью, так было проще и легче, чем объясняться с женой, отпустить ее и самому устраивать свою жизнь, продолжать жить. Он решает, что убить себя - это самый быстрый и легкий выхода из такой ситуации. В любой ситуации человек должен найти в себе силы жить дальше. Он - офицер, мужество и отвага должны руководить его жизнью. Читая, мы сами задаемся вопросами " Как такое могло пройзойти? Кто виноват? Убивать себя -было ли это необходимостью? ", на эти вопросы мы должны сами себе ответить. Бунин приглашает нас задуматься над ними и поразмышлять. И очень интересно он показывает характеры героев через описание природы. Мы словно чувствуем их внутренний мир, их настроение, душу, порывы. Автор прекрасно описывает удивительный и солнечный Кавказ и холодную, мрачную, дождливую Москву. Кавказ и Москва - жизнь семьи офицера в Москве и жизнь любовников на Кавказе. Бунин играет на контрасте, ярком противопоставлении чувств героев и их любви. Самая обычная история жизни одной семьи показана так, что цепляет за душу, по телу бегут "мурашки", с каждой прочитанной строкой сердце бьется все чаще и волнение нарастает, появлятся тревога за героев, за их неверные действия, за их глупые поступки, и в конце - горькой разочарование, пронзающая боль до глубины души - выстрел и смерть. Я бы посоветовала прочитать это произведение не только ученикам 8 - 9 классов, но и старшеклассникам, родителям, взрослым братьям и сестрам. Мне кажется, что на разных этапах жизни и в разные года жизни, эта история будет звучать как-то иначе, и по - новому всякий раз, чем человек старше, тем он глубже будет понимать этот рассказ и видеть в нем уже другие черты и оттенки.