Русалочка — сказочный образ, созданный на основе народного поверья, творчески переработанного Андерсеном. Народное поверье гласило, что русалка обретала бессмертную душу благодаря верной любви человека. По словам Андерсена, подобное обстоятельство заключало в себе элемент случайности. Поэтому он позволил своей героине «идти более естественным, прекрасным путем». Ценой неимоверных страданий Р. так и не удается завоевать сердце прекрасного принца. Она умирает, превращаясь в пену морскую. И все же Р. не желает поступить так, как советуют ей сестры: убить принца и вновь оказаться в своем подводном дворце. Душевная красота и благородство не позволяют Р. купить жизнь и счастье ценой смерти любимого: «...она посмотрела на острый нож и снова устремила взор на принца, который во сне произнес имя молодой жены. ...и нож дрогнул в руках у русалочки, но она отбросила его далеко в волны». В Р. писатель воплощает идеал самоотверженной, жертвенной любви, не имеющий ничего общего с эгоистической жаждой наслаждений и счастья. Р. стала символом творчества писателя и символом Дании.
Утро в доме простаковой. всевластная рассматривает кафтан, сшитый крепостным тришкой. и хотя кафтан сшит «изряднехонько» , капризной барыне трудно угодить. «вор» , «воровская харя» , «болван» , «мошенник» - это наиболее мягкие эпитеты, которыми она награждает своих дворовых. частый гость в имении простаковых - ее брат скотинин, сама фамилия которого говорит о многом. сегодня он явился к сестре, чтобы назначить день «сговора» . дело в том, что простакова, ограбив дальнюю родственницу софью «на законном основании» , решила выдать ее за своего брата. мнения софьи притом, конечно же, не спрашивают! а вот и сын простаковой - митрофанушка, в характере которого отчетливо видны черты такого же крепостника, как его мать и дядя. но в некотором отношении он пошел даже далее матери. простакова по-своему любит сына, а недоросль бессердечен и груб с ней. однако он отлично понимает, кто настоящий хозяин, в доме, а потому неуклюже льстит матери: рассказывая свой сон, митрофан «жалеет» матушку, которая «так устала, колотя батюшку» . так начинается действие этой замечательной комедии д. и. фонвизина, и перед нами точно и ярко предстает жизнь помещичьей усадьбы в конце xviii века.