На страницах повести «Капитанская дочка» А. Пушкину удается с великим мастерством не только отобразить исторические события 1770-х годов, связанные с пугачевским восстанием, но и показать разнообразие и многогранность характеров и судеб обитателей Белогорской крепости — тесного и замкнутого мирка. Мы знакомимся с комендантом крепости Иваном Кузмичом Мироновым и его женой. Это люди бывалые, много повидавшие за свою долгую жизнь и сумевшие пронести через перипетии судьбы чувство любви и уважения друг к другу, верность своему долгу. В быту они простые, добрые и заботливые. Однако в критических ситуациях проявляются другие качества их характера — мужество, решительность, несгибаемость. Так, Иван Кузмич отказывается присягнуть мятежнику Пугачеву, хотя и понимает, что это грозит смертью. Его судьбу разделяет и Василиса Егоровна, не пожелавшая покинуть мужа в трудную минуту. В Маше Мироновой гармонично сочетаются нежность, чувствительность и благоразумие с гордостью, смелостью и жертвенностью. Она не побоялась отказать домогательствам Швабрина, хотя и находилась полностью в его власти. Проявив неслыханное мужество, Маша отправилась в Петербург, чтобы защитить своего любимого, и сумела убедить императрицу в его невиновности. Не может оставить читателя равнодушным и Петр Гринев. Представитель дворянства, он, кажется, вобрал в себя все лучшие качества этого сословия: доблесть, смелость, справедливость, честность, любовь к родине и умение держать свое слово. Искренностью и порядочностью он сумел не только завоевать любовь Марьи Ивановны, но и расположить к себе Пугачева. Умение с честью преодолевать препятствия — характерная черта Гринева. Совершенно противоположные чувства возникают по отношению к Швабрину. Это человек трусливый, подлый, завистливый и ревнивый. Ради достижения своей цели он на предательство и различные гнусности. Я считаю, что все обитатели Белогорской крепости, кроме Швабрина, могут служить примером для подражания и в наше время.
Великий мыслитель считал, что «истинным сыном отечества» может считать себя только свободный в своих мыслях и поступках человек: тот, кто «стремится всегда к прекрасному, величественному, высокому». «истинный сын отечества» благонравен и благороден, но не по происхождению. в понимании автора «путешествия» благородного человека характеризуют добродетельные поступки, одухотворенные истинной честью, т. е. свободолюбием и народонравием,. служением своему народу. написав «путешествие из петербурга в москву», радищев поступил именно как истинный сын отечества. он совершил подвиг, заступившись за людей, у которых были отняты человеческие права, в том числе и право называться человеком.