Завязка:Братья Володя и Гриша Мерцаловы с тоской разглядывают богатую витрину продуктового магазина. Они пытались передать письмо с о бывшему работодателю их отца. Швейцар отвесил Володе подзатыльник и прогнал мальчишек, так и не взяв письмо. Братья возвращаются в подвал, где они живут, и разочаровывают мать. Она кормит их борщем. Их семилетняя сестра тяжело больна. Под потолком в люльке кричит младенец. Развитие действия:Домой возвращается отец. Он в отчаянии, так как не может найти работу и вынужден просить милостыню. Этот год для Мерцаловых очень тяжелый. Пока отец болел брюшным тифом, он потерял работу. Все деньги ушли на его лечение. Одна из дочерей умерла. Мама стирает вещи чужим людям за деньги, чтобы хоть как-то прожить. Кульминация:Отец снова идет просить милосыню. Устав, он присел отдохнуть на скамейке в саду. Внезапно от отчаяния ему приходит мысль покончить с собой. К нему на скамейку присаживается старик и начинает рассказывать о подарках, купленных детям. Мерцалов поведал ему о своей беде. Старик оказывается доктором. Он просит показать ему больную девочку. Доктор осматривает больную девочку и выписывает рецепт, оставив под блюдцем деньги в семье Мерцаловых. Развязка:Отец отпраляется в аптеку за лекарствами и на рецепте видит, что фамилия доктора Пирогов. Вскоре дела семьи налаживаются. Маша выздоравливает, отец устраивается на работу. Гриша тоже находит себе неплохую работу в банке. Семья считает, что своим чудесным они обязаны доктору.
В повести «Бэла» Печорин показан как типичный представитель светского общества. Это особенно ярко выражается благодаря противопоставлению героя горцам — «детям природы» . Бэла, Казбич, Азамат живут в гармонии со средой, чего очень не хватает Печорину. В повести образ героя выглядит малопривлекательно, так как Максим Максимыч просто излагает факты, не давая им никакой оценки, поэтому герой предстает безжалостным и черствым человеком. И это неудивительно, ведь Печорин похищает Бэлу, не задумываясь о последствиях для нее, о том, что отрывает ее от родного дома. Такой поступок может быть оправдан лишь очень сильной любовью, а Печорин не испытывает ее. Он говорит Максим Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни… мне с нею скучно» . Герою безразличны чувства других, его отношение к любви, показанное в повести, служит доказательством этому. Если судить о Печорине по первой повести, — это чудовище, но Лермонтов заставляет читателя посмотреть на героя с другой стороны, его собственными глазами, и в новелле «Тамань» повествование переходит уже к самому Печорину.
Именно в ней появляется полный и четкий психологический портрет героя. Однако повесть «Тамань» — это самое романтическое место во всем произведении. События, описанные Печориным, очень интересны, хотя он играет в них второстепенную роль; все же герой раскрывается как человек, в котором осталось довольно много романтического. Печорина необыкновенно влечет та свобода, которую олицетворяет Янко, ундина, слепой мальчик… Они живут в единстве со стихией, с морем, но вне всякого закона. Это, безусловно, привлекает Печорина, и его поступки тоже становятся несколько безрассудными, например, поехать кататься на лодке, не умея плавать. Но этот мир не для него. Печорин чужой там. В «Тамани» существует также и другой мир — мир обыденной провинциальной жизни. К нему принадлежат урядник, десятник и так далее. Они являются воплощением старого несвободного мира, который вызывает у Печорина лишь отвращение своей убогостью. В результате герой оказывается чужим и в мире романтизма, и в мире реализма. Печорин нигде не может найти себе пристанища.
Повесть «Тамань» не является кульминационным моментом в романе, но именно в ней начинает раскрываться внутренний мир героя. Печорин рассказывает о себе искренне и без жеманства, давая строгую оценку себе и своим поступкам.
В повестях «Тамань» и «Бэла» читатель еще не видит полного раскрытия образа, но в них герой как бы представляется публике сначала с внешней, а потом и с внутренней сторон. Обе повести также обладают некоторыми романтическими элементами, которые показывают и подчеркивают несовместимость героя с романтизмом.
Братья возвращаются в подвал, где они живут, и разочаровывают мать. Она кормит их борщем. Их семилетняя сестра тяжело больна. Под потолком в люльке кричит младенец.
Развитие действия:Домой возвращается отец. Он в отчаянии, так как не может найти работу и вынужден просить милостыню.
Этот год для Мерцаловых очень тяжелый. Пока отец болел брюшным тифом, он потерял работу. Все деньги ушли на его лечение. Одна из дочерей умерла. Мама стирает вещи чужим людям за деньги, чтобы хоть как-то прожить.
Кульминация:Отец снова идет просить милосыню. Устав, он присел отдохнуть на скамейке в саду. Внезапно от отчаяния ему приходит мысль покончить с собой.
К нему на скамейку присаживается старик и начинает рассказывать о подарках, купленных детям. Мерцалов поведал ему о своей беде. Старик оказывается доктором. Он просит показать ему больную девочку.
Доктор осматривает больную девочку и выписывает рецепт, оставив под блюдцем деньги в семье Мерцаловых.
Развязка:Отец отпраляется в аптеку за лекарствами и на рецепте видит, что фамилия доктора Пирогов.
Вскоре дела семьи налаживаются. Маша выздоравливает, отец устраивается на работу. Гриша тоже находит себе неплохую работу в банке. Семья считает, что своим чудесным они обязаны доктору.