Мцыри можно считать символом стремления к свободе, столь близкого каждому разумному человеку чувству. Это не может не нравиться и не вызывать симпатию. Тема свободы останется актуальной во все времена, а потому и будет актуальным это произведение. Однако это конечно же не все, иначе поэма легко бы затерялась среди других произведениях о стремлении к свободе и любви к родине. Сила этой поэму в красоте, красоте слога, красоте описываемой природы, красоте независимого характера главного героя, красоте его смерти, которая лишь подчеркивает его стремление к свободе. Помните, он даже похороненным пожелал быть так, чтобы видеть родные горы. Эти две вещи - стремление к свободе или независимость характера и красота, тоже понятие вечное, и делают это произведение уникальным в своем роде.
Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин.
Пришло раз ему письмо из дома. Пишет ему старуха мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может и женишься и совсем останешься».
Жилин и раздумался: «И в самом деле: плоха уж старуха стала; может, и не придется увидать. Поехать; а если невеста хороша — и жениться можно».
Пошел он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать.
На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ.