Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
Май 1912, Флоренция
Стихотворения написаны талантливыми поэтами примерно в одно и то же время - в начале 20-го века.
Оба стихотворения о жизни и творчестве. Блок и Ахматова рассуждают о том, как они пишут, насколько стихи соответствуют их внутреннему состоянию, в обоих стихотворениях есть упоминание о личных драмах. Оба стихотворения написаны ямбом.
Но в то же время, это совершенно разные стихотворения.
Стихотворение А.А.Блока - энергичное и оптимистичное. Поэт устами лирического героя искренне говорит о том, зачем ему так хочется жить - чтобы воплотить художественные замыслы, переполняющие его. Увековечить сущее и воплотить несбывшееся. И тяжкий "сон жизни", в котором он задыхается, - не помеха. И надеется, что потомки его правильно поймут.
Фразы отточенные короткие, с анафорами ("пусть" во второй и "он весь" - в третьей строфах). Художественные приемы и красоты не отвлекают Блока. И только талант рождает метафоры "дитя добра и света" и "свободы торжество", которыми поэт оценивает себя и свое творчество.
А стихотворение А.А. Ахматовой - грустное, чисто женское. Лирическая героиня хочет поделиться опытом переживания краха надежд на личное счастье. Она говорит о хрупком спокойствии, о том, как оно достигается: долгими прогулками, молитвами, любованием красотой природы, домашним уютом с мурлыкающим котом и "веселыми стихами о жизни тленной, тленной и прекрасной." И это повторение "тленной" говорит о том, что веселые стихи писать ой как непросто! Осень наступила и в природе, и во взаимоотношениях. Но жизнь прекрасна палитрой переживаний, в которой есть и мрачные краски.
И в стихотворении много художественных приемов. Часты предложения с инверсией. Окружающий героиню мир описывается эпитетами. Используются метафоры (прорезывает тишь), символы (поникшая кисть, кот, аист), тревога олицетворяется - ее нужно "утомить".
Таким образом в этих стихотворениях со сходной тематикой (жизнь и творчество) описаны два мира, два разных состояния, две личности.
Это самый трудный разговор между взрослыми и еще не очень взрослыми: разговор о горе. С Верой, героиней повести "Машка как символ веры" никто не говорил о том, что в жизни случаются не только досадные неприятности, но и трудно переживаемые проблемы. Родители боролись с диагнозом младшей дочери, в российских больницах и школах нет такой профессии "выслушать и обнять", бабушка уверена, что рак дается в наказание, а больше и говорить не с кем, можно лишь верить, что все будет хорошо.
Светлана Варфоломеева (главный детский онколог Московской области, профессор и доктор медицинских наук) написала важную для жизни здесь и сейчас повесть о любви и терпении, о горе и его преодолении.
Это хирургически точное литературное произведение, в нем нет чудодейственных лекарств и волшебных исцелений, в нем нет сиропных уверений, что добро всегда побеждает зло, нет патетических фраз о материнской любви, отцовской защите и сестринской поддержке. Это повесть, в которой родители устают, потому что они люди из крови и плоти, и это совершенно не означает, что они сдаются, в которой есть бытовое невежество - многие до сих пор полагают, что онкологические заболевания заразны - и больничная повседневность. Есть борьба за жизнь, и есть уже проигранные битвы.
Эта повесть словно рассказана тихим, спокойным голосом врача, который объясняет читателю все аспекты происходящего, который честен и не говорит о несомненно хорошем результате, который сделает все возможное, но не будет обещать невозможное.
Для российской литературы книга Светланы Варфоломеевой "Машка как символ веры", вне всяких сомнений и оговорок, знаковое событие. Это первый удачный опыт артикуляции комплекса сложных тем: болезни близких, собственное место в борьбе за их жизнь, переживание катастрофы, преодоление последствий. Автор умело ведет сюжетную линию сквозь всех персонажей повести, каждый из которых рассказывает историю от первого лица, и лишь Маша остается отстраненным свидетелем происходящего. Такой стиль повествования позволяет глубже проникнуть в чувства героев, увидеть проблему со всех ракурсов, и при этом не утомлять читателя чередой не самых радостных эпизодов. Впрочем, "Машка как символ веры" ни в коем случае не оставляет ощущения безрадостной книги, это тонкая, местами смешная повесть о важном. О действительно важном.
Предлагаем вашему вниманию несколько отзывов первых читателей книги, абсолютно реальных школьников и подростков. Они первыми увидели и прочитали «Машка как символ Веры» в рамках конкурса «Новая детская книга» 2013-2014.