А.П. Чехов – один из русских писателей, кто понимал, что деньги, чин, авторитет, власть – все это лишь внешние порабощения человеческой личности. Подлинный же инструмент, инструмент всепроникающий, – страх. Какой-то маниакальный страх перед жизнью безраздельно владел душою Беликова – центральной фигуры рассказа Чехова «Человек в футляре», опубликованного в 1898 году. Беликов – это человек в футляре, нелепое, ничтожное существо, умудрившееся, однако же, запугать целый город: «Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек…держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет. Да что гимназию! Весь город!» Среди персонажей Чехова много влиятельных лиц: генералы, губернаторы, тайные советники, миллионеры. Но герой, который держит в руках весь город, лишь один – «человек в футляре». Власть страха соприкасается с владычеством ничтожества. Цель этого рассказа А.П. Чехова, как мне кажется, донести до людей сущность страха: «Под влиянием таких людей, как Беликов, за последнее десять-пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего. Бояться громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся бедным, учить грамоте». Раскрытию образа Беликова композиционный прием, к которому часто в своем творчестве прибегает Чехов, – рассказ в рассказе. Охотники, расположившиеся на ночлег в сарае старосты Прокофия, рассказывали разные истории. Один из них, по фамилии Буркин, поведал о жителе своего города, учителе греческого языка Беликове. Чем был примечателен этот человек? Только тем, что «даже в очень хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». К тому же «и зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике». Лицо его тоже, казалось, было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Беликов, по словам рассказчика, носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Что это, причуда или образ жизни Беликова, Буркин не поясняет. Однако замечает, что у этого человека было постоянное стремление «окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр», который якобы защищал его от внешнего мира, уединял его. Беликов жил в постоянной тревоге, опасаясь раздражителей действительности. Беликов хвалил выражая отвращение к настоящему, а древние языки, которые он преподавал, были теми же зонтиком и калошами, куда он прятался от действительной жизни. И этот странный человек на всех наводил страх. Окружающие будто чувствовали, что и мысль свою Беликов прятал в футляр: «Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Если, например, в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов, для него это было ясно и определенно. В разрешении чего-либо Беликов всегда сомневался и опасался «как бы чего не вышло». К внешнему облику и образу мыслей прибавлялась и обстановка его жилища. Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. Ложась спать, герой укрывался с головой. Но и это не могло защитить Беликова от преследовавших его страхов, он всегда и всего боялся. Однажды директорше гимназии пришла в голову поженить Беликова и сестру нового учителя географии и истории Коваленко, который, впрочем, с первого взгляда возненавидел Беликова. Коваленко не мог понять, как люди терпят этого фискала, «эту мерзкую рожу».
Мое любимое животное — кот. Я с детства хотел иметь кота. И, наконец, моя мечта сбылась — у меня дома появился сиамский кот Кузя. У Кузи светло-коричневая мордочка, темные ушки, лапки и длинный полосатый хвост; гибкое удлиненное тело, большая круглая голова, на мордочке щетинистые усы, бородка и ярко-голубые глаза. Цвет глаз меняется, когда он злится или угрожает, зрачки становятся то красные, то зеленые. Уши у кота всегда настороже; они улавливают малейший шорох. Кузя — животное капризное. Если у него хорошее настроение, он играет, позволяет себя гладить, разрешает другому животному есть из своей миски, но если у него плохое настроение, он предупреждает об этом своеобразным мяуканьем, тогда его лучше не трогать. Кузя серьезный, бойцовый кот. Когда мы были в деревне, он дрался со всеми котами. Первым в драку он не вступает. Вначале он как бы предупреждает: воет противным голосом. Почти на сто восемьдесят градусов поворачивает шею; шерсть у него встает дыбом, а хвост “превращается” в распущенную щетинистую щетку. Жалости к сопернику у него нет. Он бьется до тех пор, пока противник не обратится в бегство. Кузя — очень умный кот. Он научился лапами открывать холодильник; дверцы шкафов. Если входная дверь не закрыта на замок, то он будет висеть на ручке до тех пор, пока дверь не откроется. Кузя любит смотреть телевизор, охотиться на ящериц, лягушек, птиц. И все же он очень добрый кот и любит своих хозяев. Мне очень нравится наш кот.
русских писателей, кто понимал, что деньги, чин, авторитет, власть – все это
лишь внешние порабощения человеческой личности. Подлинный же
инструмент, инструмент всепроникающий, – страх. Какой-то
маниакальный страх перед жизнью безраздельно владел душою Беликова –
центральной фигуры рассказа Чехова «Человек в футляре», опубликованного в 1898
году. Беликов – это человек в футляре, нелепое, ничтожное существо,
умудрившееся, однако же, запугать целый город: «Мы, учителя, боялись его. И
даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко
порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек…держал в
руках всю гимназию целых пятнадцать лет. Да что гимназию! Весь город!» Среди
персонажей Чехова много влиятельных лиц: генералы, губернаторы, тайные
советники, миллионеры. Но герой, который держит в руках весь город, лишь один –
«человек в футляре». Власть страха соприкасается с владычеством ничтожества.
Цель этого рассказа А.П. Чехова, как мне кажется, донести до людей сущность
страха: «Под влиянием таких людей, как Беликов, за последнее десять-пятнадцать
лет в нашем городе стали бояться всего. Бояться громко говорить, посылать
письма, знакомиться, читать книги, боятся бедным, учить грамоте». Раскрытию
образа Беликова композиционный прием, к которому часто в своем
творчестве прибегает Чехов, – рассказ в рассказе. Охотники, расположившиеся на
ночлег в сарае старосты Прокофия, рассказывали разные истории. Один из них, по
фамилии Буркин, поведал о жителе своего города, учителе греческого языка
Беликове. Чем был примечателен этот человек? Только тем, что «даже в очень
хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на
вате». К тому же «и зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и
когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в
чехольчике». Лицо его тоже, казалось, было в чехле, так как он все время прятал
его в поднятый воротник.
Беликов,
по словам рассказчика, носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и
когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Что это, причуда или
образ жизни Беликова, Буркин не поясняет. Однако замечает, что у этого человека
было постоянное стремление «окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать,
футляр», который якобы защищал его от внешнего мира, уединял его. Беликов
жил в постоянной тревоге, опасаясь раздражителей действительности. Беликов
хвалил выражая отвращение к настоящему, а древние языки, которые он
преподавал, были теми же зонтиком и калошами, куда он прятался от
действительной жизни. И этот странный человек на всех наводил страх. Окружающие
будто чувствовали, что и мысль свою Беликов прятал в футляр: «Для него были ясны
только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Если,
например, в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти
часов, для него это было ясно и определенно. В разрешении чего-либо Беликов
всегда сомневался и опасался «как бы чего не вышло». К
внешнему облику и образу мыслей прибавлялась и обстановка его жилища. Спальня у
Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. Ложась спать,
герой укрывался с головой. Но и это не могло защитить Беликова от преследовавших
его страхов, он всегда и всего боялся. Однажды
директорше гимназии пришла в голову поженить Беликова и сестру нового учителя
географии и истории Коваленко, который, впрочем, с первого взгляда возненавидел
Беликова. Коваленко не мог понять, как люди терпят этого фискала, «эту мерзкую
рожу».