в своих сказках м. е. салтыхов-щедрин выступал против социальной несправедливости и общественного зла в любых его проявлениях. основная проблема, затрагиваемая автором в произведениях (особенно в сказках), — взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых, помещиков и крестьян, эта тема особенно четко прослеживается в сказках «повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» и «дикий помещик».
м. е. салтыков-щедрин считает, что первоосновой и источником жизни является простой мужик, что создатель всего того, что нас окружает, — народ. нет народа — государство погибнет. он поэтизирует ловкость и находчивость мужика, его трудолюбивые руки и чуткость к кормилице-земле. помещики и генералы на таком фоне выглядят жалкими, никчемными людьми, совершенно не приспособленными к жизни, умеющими лишь отдавать приказы. эти люди (если их можно так назвать) не вызывают у меня ничего, кроме чувства презрения.
самодовольные, «сытые, белые, веселые», они воспринимают все блага в жизни как должное, как непреложный атрибут дворянского происхождения. «вот как оно хорошо быть генералами — нигде не пропадешь! » — так генералы из сказки «повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
автор постоянно подчеркивает бесполезность существования генералов, их потребительское отношение ко всему окружающему, об этом красноречиво говорит следующая фраза: «я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею ! » обращает на себя внимание то, с какой любовью автор описывает мужика, которого жизнь научила быть сильным, ловким, сообразительным. мужик сумел поймать рябчика силком, сделанным из собственных волос, «развел огонь», «стал даже суп в пригоршне варить».
салтыков-щедрин осуждает паразитическую жизнь генералов, но в то же время с горькой иронией, с болью в сердце сатирик говорит о крестьянской привычке повиновения, осуждая чрезмерную покорность и неистощимое терпение.
подобными чувствами пронизана и другая сказка салтыкова-щедрина — «дикий помещик», в которой автор, сохраняя язык народной сказки, повествует о событиях современной ему жизни. хотя действие происходит в «некотором царстве, некотором государстве», в произведении изображен вполне конкретный образ помещика — князя урус-кучум-киль-дибаева. смысл его существования заключается в том, чтобы «понежить свое тело». он полностью живет за счет своих мужиков, но ненавидит их, боится, презирает, не выносит «холопьего духу». он молит бога о том, чтобы он все его владения очистил от мужика. и однажды «не стало мужика на всем пространстве владений помещика».
отсутствие мужиков сразу же отразилось на жизни всего государства: «остановились и подати, и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса», и, следовательно, на существовании помещика. он совсем одичал без мужиков, полностью потерял свое человеческое обличье: «весь он, с головы до ног, оброс волосами, а ногти у него сделались, как железные. сморкаться он уже давно перестал, ходил все больше на четвереньках… утратил способность членораздельно произносить звуки…»
человек, считающий себя истинным представителем россии, его опорой, потомственный российский дворянин, без мужиков превратился в дикого помещика, больше похожего на животное.
поэма николая некрасова « женщины» – это гимн женской преданности, мужеству и самопожертвованию. после поражения восстания 1825 года многие декабристы были сосланы в сибирь, а вскоре за ними последовали и их жены, добровольно отказавшиеся от своих дворянских привилегий, обрекшие себя на страдания и нищету. многие из них расставались со своими детьми, оставляя их на попечение своих родственников и не надеясь уже вновь когда-нибудь с ними встретиться. не все поддерживали женщин в этом решении, многие просто не понимали и даже в необдуманности их поступка.
поэма « женщины» поражает читателя рассказом о мужестве, благородстве и силе духа жен декабристов. поэма написана таким языком, который вызывает в душе читателя сильнейший эмоциональный отклик. первая часть поэмы повествует о княгине трубецкой, вторая – о княгине волконской. они оставляют привычную жизнь, своих родных и друзей ради далекой и пугающей поездки в сибирь к своим мужьям.
в пути им не раз приходится вспоминать свою счастливую молодость, проведенную в роскоши и благополучии. в дороге их поджидает множество трудностей, которые, тем не менее, не способны остановить их и заставить повернуть назад. решившись уехать вслед за своими мужьями, знатные теряли все преимущества своего положения. они теряли право на наследство, не могли рассчитывать на благополучную жизнь. но даже это не пугало бесстрашных женщин.
Митраша был очень смелый: когда они с сестрой пошли в лес за клюквой и подошли к большому плоскому камню, он выбрал дорогу, которую показывал компас, хотя она была опасная и неприметная. Он не послушал сестру. Именно смекалка мальчику попав в Слепую елань, он смог подозвать собаку, и она его. Митраша был добрый - Травка почувствовала в нём Антипыча и полюбила его. После того, как он выбрался из болота, мальчик подстрелил Серого помещика. Важе взрослые не смогли бы поверить, что десятилетний мальчик подстрелил волка. можно описать его характер . что он был смелый и тд