1. Укажите правильные ответы: 1. Определить жанр произведения
А. Роман Б. Историческая
повесть
В.Семейно-бытовая хроника Г. Легенда.
2 .О каких исторических событиях идет речь в повести?
А. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева
Б. Бунт яицкого войска
В. Бунт Ивана Болотникова
Г. Поход князя Голицына на Оренбург
Д. Стрелецкий бунт в Москве 3. Отметить пункты, в которых происходит действие повести «Капитанская дочка».
A. Москва
Б. С-Петербург
B. Нижнеозерская крепость
Г. Белогорская крепость
Д. Оренбург
4. Отметить, от чьего лица ведется повествование.
A. Автора
Б. Молодого Петра Андреевича Гринева
B. Старого Петра Андреевича Гринева
Г. Рассказчика П. А. Гринева в разные периоды жизни
5. Отметить, от чьего лица ведётся повествование.
А. Автора.
Б. Молодого Петра Андреевича Гринёва.
В. Старого Петра Андреевича Гринёва.
Г. Рассказчика П.А.Гринёва в разные периоды жизни.
6. По какой причине А.С.Пушкин избрал рассказчиком Гринёва?
А. Гринёв принадлежал к старой дворянской семье, где понятия «честь» и «служба» неразрывны.
Б. Мировоззрения автора и Гринёва совпадают.
В. Молодость Гринёва позволяет ему забыть о сословной принадлежности и руководствоваться здравым смыслом.
7. Отметить, как соотносятся эпиграфы и содержание в повести.
А. Эпиграф раскрывает содержание главы.
Б. Эпиграф предваряет появление героя.
В. Эпиграф служит раскрытию характера героя и его судьбы.
Г. Эпиграф иронически трактует последующие события.
8. Какой год шел Петруше, когда отец решил отправить его на службу?
А. 17-й; Б. 18-й; В. 19-й.
9. Где Петруша познакомился с Зуриным?
А. Симбирск; Б. Оренбург; В. Белогорская крепость.
10. Что стало причиной дуэли П. Гринева со Швабриным?
А. Неуважительный отзыв Швабрина о стихотворении Гринева;
Б. Оскорбительное высказывание Швабрина о Маше Мироновой;
В. Личная неприязнь.
11. Какие «царские знаки» были у Пугачева?
А. На одной груди двуглавый орел величиною с пятак, а на другой - персона его;
Б . Белый конь, украшенный богатой сбруей;
В. Красный кафтан и высокая шапка.
12. Отметить в каких эпизодах проявляется зеркальность композиции повести.
А. Портреты Пугачёва и Екатерины.
Б. Письмо Гринёва отцу и его ответ.
В. Сцена пытки башкирца – сцена казни в Белогорской крепости.
Г. Отношение к Гринёву Пугачёва и милость Екатерины.
ответ:Судьба Анны Андреевны Ахматовой в послереволюционные годы складывалась трагично. В 1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева. В 30-е годы по ложному обвинению был арестован сын; жутким ударом, “каменным словом” прозвучал смертный приговор, замененный потом лагерями; затем почти 20 лет ожидания сына.
Погиб в лагере ближайший друг Осип Мандельштам. В 1946 году выходит постановление Жданова, которое оболгало Ахматову и Зощенко, закрыло перед ними двери журналов; только с 1965 года начали печатать ее стихи.
В предисловии к “Реквиему”,который Анна Андреевна сочиняла с 1935 по 1940 год и который был опубликован в 80-е годы, она вспоминает: “В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде”. Стихи, включенные в “Реквием”, автобиографичны. “Реквием” оплакивает скорбящих: мать, потерявшую сына; жену, потерявшую мужа. Ахматова пережила обе драмы, однако за ее личной судьбой – трагедия всего народа.
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, –
Я была тогда с моим народом,
Гам, где мой народ, к несчастью, был.
Сопереживание читателя, гнев и тоска, которые охватываютпри чтении поэмы, достигаются эффектом сочетания многих художественных средств. “Мы все время слышим разные голоса, – говорит о “Реквиеме” Бродский. – то просто бабий, то вдруг поэтессы, то перед нами Мария”. Вот “бабий” голос, пришедший из горестных русских песен:
Эта женщина больна,
Эта женщина одна,
Муж в могиле, сын в тюрьме,
обо мне. Вот – “поэтесса”:
Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей.
Вот дева Мария, ведь жертвенные тюремные очереди приравнивают каждую мученицу-мать к Марии:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
В поэме Ахматова практически не использует гиперболы, видимо, это потому, что горе и страдания настолько велики, что преувеличивать их нет ни нужды, ни возможности. Все эпитеты подобраны так, чтобы вызвать ужас и отвращение перед насилием, показать запустение города и страны, подчеркнуть мучения. Тоска “смертельная”, шаги солдат “тяжелые”, Русь “безвинная”, “черные маруси” (арестантские машины). Часто используется эпитет “каменный”: “каменное слово”, “окаменелое страдание”.
Многие эпитеты близки к народным: “горячая слеза”, “великая река”. Народные мотивы очень сильны в поэме, где связь лирической героини с народом особая:
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.
Читая последнюю строку, видишь перед собой стену, красную от крови и ослепшую от слез, пролитых жертвами и их близкими.
Много в поэме Ахматовой метафор, позволяющих удивительно кратко и выразительно донести до нас мысли и чувства: “И короткую песню разлуки паровозные пели гудки”, “И своей слезою горячей новогодний лед прожигать”.
В поэме много и других художественных средств: аллегорий, символов, олицетворений. Все вместе они отражают глубокие чувства и переживания.
Анна Андреевна Ахматова с достоинством выдержала все удары судьбы, прожила долгую жизнь и подарила людям чудесные произведения.