Илья Муромец
В былине «Первые подвиги Ильи Муромца»:
Сам он сел на добра коня, Поехал он во чисто поле. Он и бьёт коня по крутым бедрам, Пробиват кожу до чернa мяса, Ретивой его конь осержается, Прочь от земли отделяется, Он и скачет выше дерева стоячего, Чуть пониже облака ходячего. Первый скок скочил на пятнадцать вёрст; В другой скочил, — колодезь стал; У колодезя срубил сырой дуб, У колодезя поставил часовенку, На часовне ставил своё имечко: “Ехал такой-то сильный могучий богатырь, Илья Муромец сын Иванович”; В третий скочил — под Чернигов-град7.
первая и третья части занимают по 4 стиха, а вторая - три двустишия. первая часть - монолог поэта, обрекающий письмо на гибель; третья часть - монолог, обещающий сожженному письму - пеплу - бессмертие. таким образом, части первая и третья противоположны, как понятия "смерть" и "бессмертие". в конце стихотворения поэт обращается уже не к письму, как в начале стихотворения, а к тому, что от него осталось, к «пеплу милому».
образ любимой проступает для автора сквозь пепел. в самом пепле он видит черты любимой. он просит у него остаться «век со мной на горестной груди». тем самым, мы понимаем, что письмо сгорело, но чувства поэта еще не превратились в пепел, ему больно и трудно. пепел – воспоминание о радостном и горьком. воспоминание становится пеплом. все стихотворение вообще написано в достаточно быстром темпе.
чувства автора выражены без особых поэтических тропов, лишь при восклицаний, картине сожжения письма моментальность. почти в каждой строке используется градация. например: минуту вспыхнули! пылают – легкий дым, виясь, теряется с молением моим. переживания лирического героя читателю понять и многочисленные эпитеты: «жадное пламя», «милый пепел», « бедная отрада», «унылая судьба», «горестная грудь».
пепел пушкин называет «милым», а также «бедной отрадой», так как это единственный след, единственное воспоминание о сгоревшей любви, без которой лирический герой не видит счастья в своей «унылой судьбе». в первых трех четверостишиях рифма парная (смежная), а в последнем трехстишии, две строки рифмуются по тому же принципу, что и в четверостишиях, а последняя строка не имеет рифмы. мне кажется, что автор этим хотел показать, что от горя и разочарования у героя опускаются руки.
В былине «Первые подвиги Ильи Муромца»:
вот отрывок из былины
Сам он сел на добра коня,
Поехал он во чисто поле.
Он и бьёт коня по крутым бедрам,
Пробиват кожу до чернa мяса,
Ретивой его конь осержается,
Прочь от земли отделяется,
Он и скачет выше дерева стоячего,
Чуть пониже облака ходячего.
Первый скок скочил на пятнадцать вёрст;
В другой скочил, — колодезь стал;
У колодезя срубил сырой дуб,
У колодезя поставил часовенку,
На часовне ставил своё имечко:
“Ехал такой-то сильный могучий богатырь,
Илья Муромец сын Иванович”;
В третий скочил — под Чернигов-град7.