в рассказе максима горького макар чудра есть три основных героя. это рассказчик макар чудра, который повествует о печальной двух молодых цыган - радде и лойко забаре.
макар чудра в свои 58 лет выглядит ещё довольно крепким мужчиной. он многое повидал на своём веку. по его словам, где он только не бывал, чего только не видел. свои жизненные ценности он раскрывает своему собеседнику. во-первых, он утверждает, что человек должен всю жизнь ходить и смотреть по миру, а как насмотрится, так может и помирать. во-вторых, он считает, что человек не должен работать, так как с работой он отдаёт по капле все свои жизненные соки. и, в-третьих, он считает, что человек не должен жить в толпе, так как на земле много места.
лойко забар бравый, красивый и с задатками лидера молодой цыган. соплеменники его уважают и готовы пойти за ним даже в бой, а другие его ненавидят и даже клятву убить его при встрече. его жизненные ценности заключаются в том, чтобы брать от жизни всё – понравился конь, его можно своровать, понравилась девушка, её можно соблазнить и бросить. главное для него это свобода и вольная, удалая жизнь.
радда – красивая девушка и её красота свела с ума многих парней и мужчин. красота и повышенное внимание мужчин наложило на неё свой отпечаток. она стала груба с ухажерами, могла их жёстко осадить. для неё жизненные ценности составляли в том, чтобы найти идеального мужчину для себя, хотя она уже и понимала, что не сможет это сделать и останется вольной на всю жизнь. поэтому она и выставила невыполнимое условие лойко забаре и предпочла смерть от самого лучшего парня, чем жизнь в постоянном поиске.
В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет» речь идет о 30-х годах. Ребятишки, запечатленные на фотографии, выглядят «бедновато, слишком бедновато». В школе нет ни парт, ни скамеек, ни учебников, ни тетрадей, ни карандашей. Фотографирование воспринималось как «неслыханно важное событие».
Но под пластом бедности — материальной и духовной — живет и пробивается наружу другое, что не дает душе очерстветь и что делает человека стойким перед лицом испытаний. С каким чувством вспоминает рассказчик о любви бабушки к цветам или к украшению зимних окон!
Но главное в рассказе — это человеческие характеры и отношения между людьми. Бабушка может обругать внука за непослушание, выговорить деду за то, что тот заспался, замешкался. Но она же всю ночь напролет проведет с больным мальчиком; брань ее незлобливая, ворчливая, добродушная, и нет сомнения в том, что это человек с золотым сердцем. Ее своеобразная, певучая, яркая речь свидетельствует о подлинно народном характере.
Конечно, в деревне есть и пьяницы, и «ненадежные люди». Но не они определяют нравственную атмосферу жизни. И ребятишки иногда могут поссориться, подраться, но это ненадолго, и их скрепляет дружба и взаимная забота. Особенным уважением пользуется учитель — не только за свои знания, но и за то, что сам уважает каждого, взрослого и ребенка, и сам готов поучиться даже у ребят. С большим тактом крестьяне проявляют любовь к нему: то тайком сгрузят у его крыльца воз дров, то «забудут» в его избе крынку молока или сметаны, то беременной жене.
Заглядывая в далекие годы своего детства, рассказчик находит там высокие нравственные ценности. «Деревенская фотография — своеобразная летопись нашего народа, настенная его история». Заурядный случай, происшедший с деревенским мальчишкой писателю поставить во о непреходящей исторической памяти народа.