Цели: уточнить, что в сказках о животных животные – герои, а в волшебных сказках животные героев; учить различать сказку о животных и волшебную сказку с героями животными; показать, что в более древних сказках побеждает хитрый, а в менее древних – благородный.
Ход урока
I. Речевая разминка.
– Прочитайте скороговорку медленно, четко произнося слова, затем наращивая темп чтения:
Забыл Панкрат Кондратьев домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
II. Изучение нового материала.
Учащиеся читают сказку по цепочке до конца.
– Сравните понятия и «волшебный Волшебный это всегда представитель другого, волшебного, мира, например золотая рыбка. Другое дело, что в волшебных сказках животное, которое обитает рядом с человеком в нормальном земном мире, часто обнаруживает необыкновенные связывающие его с миром волшебным. Таков Кот в сапогах: из обыкновенного кота, доставшегося в наследство герою, он превращается в волшебного который своими хитростями добивается превращения бедняка в богатого и благополучного человека – в мужа принцессы.)
– Можно ли собаку и кошку назвать волшебными старика и старухи? (В китайской сказке собака и кошка из старика и старухи в начале сказки сами становятся героями волшебной сказки – как только пускаются на поиски пропавшей шкатулки. В волшебных сказках с трудным заданием всегда должен справиться человек-герой. В данном случае с этим справляются животные-герои.)
– Сумели они справиться с трудным заданием?
– Обратите внимание на то, что кошка с собакой переплывают реку для того, чтобы попасть в дом к торговцу, укравшему шкатулку. На самом деле такова одна из закономерностей волшебной сказки: чтобы добыть волшебный предмет, надо попасть в другой, волшебный, мир, а он всегда лежит либо через лес, либо через реку. Вспомните начало учебника 1 класса, там написано так: «Маша и Миша перешли речку Татьянку и оказались на огородах Бабы Яги» – чтобы попасть в сказочное пространство, надо перейти реку!
– Назовите черты волшебной сказки в китайской сказке. (В этой сказке есть чудеса, волшебный это змейка, а не кошка с собакой!) и волшебный предмет – шкатулка.) Животные-герои ведут себя точно так же, как это делали бы люди-герои: они отправляются из дома в путь-дорогу (а это очень важная черта волшебной сказки – герой обязательно должен уйти из дома, чтобы совершить подвиг или выполнить трудное задание). Герои преодолевают препятствие (переплывают реку) и с честью выполняют задание – возвращают шкатулку).
– Назовите черты сказки о животных в китайской сказке. (Раз действуют животные, значит, это сказка о животных.)
Учитель читает плакат Летучей Мыши.
На плакате сформулирован вывод: в сказках о животных животные – герои, а в волшебных сказках героев.
– Значит, волшебная сказка переходит в сказку о животных в тот момент, когда кошка с собакой отправляются в путь, и снова превращается в волшебную сказку, как только они возвращаются домой (и выполняют уже не главную, а подчиненную роль).
– Кто из животных в этой сказке благороднее и прямодушнее? Кто хитрее и коварнее? Что побеждает: благородство или хитрость? (Побеждает не благородный, а хитрый и коварный.)
– Прочитайте следующий плакат Летучей Мыши. Как вы думаете, китайская сказка очень древняя? (Китайская сказка очень древняя.)
III. Итог урока.
– С каким произведением познакомились? Каким по жанру оно является? Что больше всего запомнили?
1.Прототип- прообраз, источник для создания литературного персонажа. Прототипом учительницы французского языка Лидии Михайловны стала сама преподавательница В. Распутина, женщина с большим и очень добрым сердцем.
2.Характеристика героев рассказа "Уроки французского" в таблице Герои Характеристика героев Главный герой Возраст главного героя – 11 лет. Он учится в 5-ом классе. Главный герой – мальчик из бедной семьи. Он мальчик. Он хорошо учится в школе. С 11 лет он живет отдельно от семьи в райцентре. Здесь он ходит в школу и живет на квартире у знакомой тети Нади. Главный герой – скромный и молчаливый мальчик. Подробнее о главном герое >> Учительница Лидия Михайловна Лидия Михайловна – учитель французского языка и классный руководитель главного героя. Ей около 25 лет. Она – умная и красивая девушка. Лидия Михайловна – заботливый и внимательный учитель. Она следит за жизнью своих учеников и вникает в их проблемы. Она главному герою зарабатывать на еду, когда он голодает. Подробнее о Лидии Михайловне >> Директор школы Директор школы – Василий Андреевич. Он работает директором уже 20 лет. Василий Андреевич – строгий и жесткий человек. Ученики в школе очень боятся директора. Он любит ругать учеников на глазах у всей школы и доводит их до слез. Директор увольняет Лидию Михайловну, когда узнает, что она играет с учеником на деньги. Директор не понимает, что учительница ученику. Подробнее о директоре >> Вадик Вадик учится в 7-ом классе в одной школе с главным героем. Ему около 13 лет. Вадик – злой и жестокий мальчик. Он обижает младших ребят. Малыши боятся его и не смеют с ним спорить. Вадик дружит с другим хулиганом – Птахой. Вместе они несколько раз избивают главного героя за то, что он с ними спорит. Подробнее о Вадике >> Птаха Птаха – это прозвище мальчика. Настоящее имя героя не известно. Птаха учится в одном классе с главным героем. Птахе около 12 лет. Он остался на второй год и снова учится в 5 классе. Птаха – злой и драчливый мальчик. Он затевает драки по любому поводу. Птаха всегда ходит вместе с Вадиком. Птаха и Вадик избивают главного героя во время игры в «чику». Подробнее о Птахе >> Мать главного героя Мать главного героя – простая русская женщина. Она одна содержит троих детей. Семья главного героя очень бедна. Мать из последних сил присылает сыну посылки в райцентр. Иногда она приезжает проведать сына. Главный герой любит свою мать и семью. Он скучает по ним в разлуке. Тетя Надя Тетя Надя – женщина, у которой живет главный герой. Тетя Надя – одинокая, замотанная женщина с тремя детьми. Тетя Надя живет небогато. Она или ее дети воруют еду у главного героя. Поэтому мальчик постоянно ходит голодный. Федька Федька – младший сын тети Нади. Федька знакомит главного героя с Вадиком и Птахой.
3. Чингиз Торекулович Айтматов в рассказе «Красное яблоко» использует метод «рассказ в рассказе».
Главный герой Исабеков должен рассказать дочери о разрыве отношений с ее матерью и решил сделать это на природе. В осеннем саду Анур находит найденное ею красное яблоко, последнее и единственное. И отец вспоминает, как много лет назад он в этом же саду также нашел случайно задержавшееся на ветке другое красное яблоко и решил подарить его девушке, которая ему очень нравилась. Но та не поняла его значения его дара. Именно то красное яблоко, отвергнутое проявление любви, и заставило его замкнуться и быть сдержанным и нечутким в отношениях с женщинами. Исабеков понял, как он был неправ, не понимая потребности любившей его жены Сабиры, во взаимности. Он не стал говорить дочери о разладе в семье, надеясь, что жена поймет его запоздалое раскаяние и простит его.
Тема первого рассказа : Сложные семейные отношения, необходимость чуткости, тепла и проявлений любви в повседневной жизни членов семьи. Тема второго рассказа: Первая любовь, создающая особый мир вокруг себя, и ее крах, болезненный и оставляющий след на всю жизнь.
Объяснение:
Відповідь:
Трагизм судьбы Мцыри определяется сюжетом поэмы, раскрывающим особенности неординарной личности. Для Мцыри характерна противоречивость и раздвоенность, присущая многим героям Лермонтова. Мцыри по происхождению горец. С точки зрения романтиков, это «естественный человек», живущий в первобытных условиях, а потому близкий к природе, для него характерно состояние детской чистоты и естественности. Но, воспитанный в стенах монастыря на основе иных – христианских – нравственных принципов, Мцыри во многом утратил свои «естественные» корни. Это – «тюремный цветок», который рвется на свободу, но обретя ее, погибает.
Он бежит из монастыря, потому что свободная душа юноши бунтует не столько против чуждой ему цивилизации, сколько против того, что ему навязано. Вот почему Мцыри воспринимает монастырь как тюрьму. Бегство оттуда – это порыв к свободе и попытка узнать жизнь, обрести самого себя. Три дня на воле символически воссоздают всю полноту жизни: «Ты хочешь знать, что делал я / На воле? Жил...».
Поначалу Мцыри кажется, что первозданная природа и есть его родная стихия, ведь он ощутил внутреннее единство «меж бурным сердцем и грозой». Недаром кульминацией поэмы является битва героя с барсом, где оба – человек и зверь – становятся равноправными бойцами. Но и оба они встречают смерть. Так намечается грань разрыва, которая углубляясь, показывает закономерность гибели Мцыри. Природа как будто мстит ему за то, что он отдалился от нее. Она заманивает в чащу, сталкивает с барсом, а потом нещадно палит зноем израненное тело.
Но почему природа отторгает того, кто хочет быть ее частью? Она коварно влечет и губит юношу, который утратил, воспитываясь в инородной среде, свою естественность. Для схватки с грозной стихией у Мцыри есть мужество и воля, но не хватает сил и внутренней цельности. В предсмертном бреду он слышит песню рыбки, в которой юноша открывает иные стороны своей личности: потребность любви и покоя, возможность раствориться в тишине и прохладе. Что же значит этот символический образ? Действительно ли это та истинная любовь, которой так жаждет Мцыри, или обман, предвещающий смерть? Трудно дать рациональное толкование этому образу, отражающему смутное желание умирающего юноши.
Может быть, Мцыри – это одна из тех томящихся и мятущихся душ, которая еще помнит свою родную стихию, но уже навсегда утратила связь с ней, как в стихотворении «Ангел». Тогда трагизм ее судьбы нужно считать предрешенным извечно. Ведь возможность разорвать оковы земли и вернуть себе свободу, вновь обретя небо, – это и есть смерть.
Пояснення: