В поэзии Фета почти нет действия – это множество чувств, впечатлений, мыслей. При этом поэт фиксирует только одно проявление чувства, но глубоко и полно раскрывает его. Будучи сотканной из летучих грез, вся поэзия Фета легка, воздушна, изящна. Но как бы ни звала нас его лирика в далекую страну мечты, как бы ни стремилась душа поэта к неземному, космическому, к звездам, пишет Фет и о земном. Просто поэт видел красоту во всем и воспевал ее. Он так рисует описываемые им явления, что читатель тоже любуется ими:
Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,
И, сжимаясь, трещит можжевельник;
Точно пьяных гигантов столпившийся хор,
Раскрасневшись, качается ельник.
В описаниях природы Фет с безукоризненной точностью отображает мелкие детали и настроения, как бы фотографируя их. Хотя, на мой взгляд, он стремился не столько зафиксировать сами движения души и природы, сколько впечатления от этих движений. Стихи Фета о природе разнообразны, непохожи друг на друга, но в каждом из них поэт постоянно подчеркивает единство природы и жизни человека.
Любовная лирика Фета – самая откровенная в его поэзии, она оптимистична и спокойна. Поэт раскрывает нам свое сердце, рисует пережитые любовные драмы. Но все его стихи о любви заканчиваются светлыми, радостными нотами.
Афанасия Фета называют певцом красоты и любви. И поэтическое искусство, и любовь он считал проявлениями чего-то неземного, потустороннего. В то же время это что-то глубоко личное, безмерно дорогое.
Любовь, как и все другие добрые чувства, даны человеку природой, а потому они гармоничны, полны силы и чистоты. Два любящих человека понимают друг друга, их отношения трепетны и бережны.
Между счастием вечным твоим и моим
Бесконечное, друг мой, пространство.
Не клянись мне, я верю: я точно любим,
И похвально твое постоянство.
Свет идеала в поэзии Фета преобразовывал его жизнь. И стихами он сопротивлялся обыденности, пошлости, грубости действительности, предлагая в своей поэзии другой мир, другой, красивый и восторженный, вариант этой реальности. Стихи Фета и сегодня любимы, для многих они остаются совершенными образцами, примерами красоты и ценности слова.
Его поэзия близка кнам, поскольку находит путь к нашим сердцам, затрагивая самые сокровенные для нас проблемы и открывать красоту мира, в котором мы живем. И мы это длжны понимать.
Можно сказать что не является.
Одним из самых талантливых мастеров слова XIX века является А. С. Пушкин. Он написал большое количество величайших произведений, которые навеки вошли в историю как русской, так и мировой литературы. Одним из известнейших творений в прозе является «Капитанская дочка». Сам поэт назвал «Капитанскую дочку» романом, но произведение имеет размеры повести. Малый объем объясняется предельной сжатостью пушкинского прозаического стиля. Роман в основном написан простыми предложениями. Несмотря на малый объем, события романа охватывают около двух лет: с начала зимы 1772 / 73 года по январь 1775 года. В основе сюжета произведения лежат события из жизни главт нога героя, которые разворачиваются на фоне реальных исторических событий. Автор затронул большое количество вопросов, волнующих его. Одной из важнейших проблем, поднятых в романе, была тема чести и долга, то есть взгляд на понимание своей чести и долга различными людьми в различной обстановке.
Главным героем романа является Петр Гринев, молодой дворянин, офицер екатерининской армии, человек долга и чести, в котором прочны нравственные устои. Он является свидетелем, рассказчиком и непосредственным участником исторических событий. Героем исторического произведения является не исторический деятель, но вымышленное лицо, человек, в сущности, наивный. Силою обстоятельств он оказывается вовлечен в исторические События; в ходе которых он вступает в отношения с историческими лицами. Сын поймет наставление отца Гринева: «Береги честь смолоду». Дальнейшая судьба героя-представляет собой выполнение напутствия отца и особенно завета о сохранении чести, несмотря на все трудности, преграды и ошибки на пути героя.
Понятие чести различно у отца и сына Гриневых, так как их мировоззрение формировалось в различных условиях. Если для отца это прежде всего честь дворянина и офицера, верность государю при любых обстоятельствах, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, умеет расширить понятия чести до его общечеловеческого, гуманного и гражданского значения, до признания героических качеств вождя восстания до «сочувствия» и невольного преклонения перед моральной высотой Пугачева.
Гринев — один из лучших людей своей эпохи, он симпатизирует Пугачеву, хотя и не понимает подлинного смысла происходящих событий. В данный момент он видел в предводителе восстания не самозванца, бандита и убийцу, а, прежде всего, именно того человека, от которого зависит его дальнейшее личное счастье. Гринев не отказывается от его из-за ложной гордости, а даже благодарен за желание Пугачева ему и остановить произвол Швабрина, который был не только предателем, но и низким, безнравственным человеком.
В лице Швабрина показан типичный представитель гвардейского офицерства екатерининского времени. Швабрин, как офицер гвардии, видит в себе человека, которому все дозволено. Мы мало знаем о его карьера сломана, надежд на возвращение в Петербург нет. В этих обстоятельствах переход его на сторону Пугачева можно рассматривать как возможность перемены. Выбор делался между изменой присяге и неминуемой виселицей в случае отказа. Швабрин глубоко презирает народ, ненавидит и боится Пугачева, цели восстания ему чужды.
Среди простого люда также существует своебразное представление о чести и долге. Савельич лучшие годы своей жизни прослужил барину, исправно прослужил ему верой и правдой. Он был готов отдать свою жизнь «за барское дитя». В образе Савельича показана рабская покорность своему господину.
Пугачев, казалось, был человеком беспринципным и безнравственным, видящим в Гриневе не только противника, дерзкого Дворянина, но человека гордого, не дрогнувшего перед силой. Даже под страхом смерти он не захотел присягнуть Пугачеву, якобы истинному государю. В Пугачеве присутствуют и человеческие качества, которые раскрываются и в отношениях с Гриневым. Образ Пугачева как народного вождя показан в свете русского национального характера. Ему присущи и ум, и смелость (например, он Гриневу выбраться из бурана в степи), широта натуры, свободолюбие, удаль.
Таким образом, тема чести и долга затронута автором достаточно широко. Показав различные мировоззрения людей, принадлежащих к разным поколениям, имеющих различное положение в обществе, автор указал на то, что честь и долг в жизни могут пониматься no-разному, в соответствии с эпохой, определенной исторической обстановкой, но при этом главным является моральное, нравственное начало в самом человеке.