Возможно имеется ввиду, что вся тирания пришла к нам с появлением могущественных государств и увеличения смысла (пользы для себя) и возможностей (иногда) к централизации в своих руках. И что именно возвращение к идеям первых людей придёт переосмысления нас. А может быть тогда как раньше общинами жить будем. По несколько человек. Без вождей, главарей.
Объяснение:
Не принимайте мои слова как правду. Я могу очень сильно ошибаться и путать идею духовного родства с природой и возвращения в первобытные времена. (Был ли вообще смысл моего ответа?)
Но несмотря ни на что, Печорин готов простить своего противника и говорит: “Грушницкий, еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все, тебе не удалось подурачить, и мое самолюбие удовлетворено”. Грушницкий, сверкнув глазами, ответил: “Стреляйте. Я себя презираю, а вас ненавижу.. . Нам на земле вдвоем нет места... ” Печорин не промахнулся.
Автор показал, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с интриганов в глупое положение. Печорин готов был простить его, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди водяного общества, среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его Морали.