Поспорили как-то цветы, кто из них самый главный.
– Я, – важно сказал пион.
– Вот еще, – вскинула гордо голову роза, никто не может быть главнее нас, роз.
– Нет! Нет! Нет! – возразила астра. – Самая главная среди цветов я.
– Нет! Я! Я! Я! – закричали наперебой георгины, гладиолусы, флоксы...
Только маленький голубой цветок ничего не сказал. Он был настолько крохотный и неприметный, что даже имени не имел. А цветы все спорили и спорили.
В это время на дорожке сада показался мальчик. В руках у него была книга.
– Будьте добры, подойдите сюда, – позвала его роза.
Мальчик остановился возле цветов.
– Скажите флоксы, – Кто из нас цветов самый главный?
Наверное, если б на месте мальчика была девочка, она б назвала главным свой любимый цветок. Но у мальчика были другие заботы, ему не были интересны все эти флоксы, тюльпаны, нарциссы.
– Не знаю, – сказал он.
– Как же так? Что вы говорите? Не может быть! – заволновались цветы и принялись наперебой уговаривать мальчика ответить на их вопрос. Чтобы отвязаться от них, мальчик хотел назвать первый попавшийся цветок, но... он не знал ни одного названия. К счастью, в это время он услышал голос матери, звавший его домой.
– Подождите, когда я вырасту, – сказал мальчик цветам. – Тогда я вам отвечу.
Он сорвал веточку с голубыми цветками, сунул ее вместо закладки в книгу и побежал домой время, мальчик стал взрослым. Он давно уже забыл про свое обещанье цветам. Жизнь у него была нелегкой. Сначала он был солдатом, воевал. Потом судьба забросила его на угрюмый полуостров возле моря, где он стал рыбаком. Тяжелая работа, одиночество сделали его суровым и нелюдимым. Он никогда не вспоминал дом, в котором родился, себя маленького, свою мать. Никто из соседей не заходил к нему в гости. Чайки и те облетали его дом стороной. Но вот как-то, вернувшись с моря, он застал на ступеньках своего дома старика-почтальона.
– Это вам, – сказал почтальон и протянул небольшой сверток, завернутый в голубую бумагу.
Ничего не шевельнулось вдуше усталого человека при виде свертка. Он развернул бумагу, достал из нее книгу недовольно плечами. Кому и зачем понадобилось присылать ему эту старую, с закрученными страницами книгу...
Вдруг из книги к нему на ладонь выпала тоненькая засушенная веточка с прозрачно-голубыми цветками. Человек поднес ее к глазам – и услышал голос матери. Она звала его так же, как в детстве. А он бежал к ней по саду, и со всех сторон ему улыбались цветы...
От воспоминаний на сердце у человека становилось все теплей и теплей. Лицо уже не выглядело таким суровым, глаза подобрели. Он посмотрел на веточку с голубыми цветками и задумчиво сказал:
– Вот эти цветы и есть самые главные. Они не дают забыть родной край, дом, детство.
На следующий день человек поехал к себе на родину. Его родителей уже не было в живых. Дом развалился. Сад зарос сорняками. С трудом он отыскал в заброшенном саду куст голубых цветов, выкопал его и привез его к себе на полуостров. Когда соседи спросили его, что за странные цветы он привез, он ответил им, что эти цветы называются незабудками.
Метафоры:
заря не пылает подаром
она (заря) разливается кротким румянцем
ночь росла
лилась темнота
Эпитеты:
Солнце - не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрущится в лиловвй её туман.
Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями.
Усталая собака
Олицетворения:
играющие лучи
весело и величаво поднимается могучее светило
вихри-круговороты гуляют по дорогам через пашню
меня тот час охватила неприятная, неподвижная сырость
ночь пприближалась
Удачи с уроками!
Объяснение:
Стихотворение «Посмотри — какая мгла» Якова Полонского уже названием обращает наше внимание. Автор восхищается красотой и нежностью окружающего пейзажа. Перед намипрекрасная вечерняя картина. Автор вводит в текст такие художественные средства: постоянные эпитеты ("прозрачной дымкой", "в сонном сумраке", "бледный месяц", "фосфорический свой луч"), риторическое восклицание: ("Посмотри — какая мгла в глубине долин легла!").