покрытая золотом и драгоценными камнями скульптура счастливого принца стояла на колонне над городом. все восхищались прекрасной статуей. однажды над городом летел скворец — он покинул свою возлюбленную тростинку, которая была домоседкой и не разделяла любви к путешествием, а лишь флиртовала с ветром; он устроился на ночевку между туфель принца. вдруг птица почувствовала на себе слезы принца — тот плакал, ибо видел всю скорбь и нищету города, хотя и имел оловянное сердце. по просьбе принца скворец не улетел в египет, а несколько дней носил бедным людям в виде драгоценностей со скульптуры: швее, у которой болел сын — рубин со шпаги, бедному юноше-драматургу — глаз-сапфир, девочке, уронившей спички для продажи в канаву — второй сапфир.
пришла зима, но скворец решил остаться с принцем и рассказал ему, уже слепому, о египте, куда сама птица так стремилассь. после того, как скворец листочек за листочком роздал все золото, покрывавшее скульптуру, крылатый умер. оловянное сердце принца раскололось надвое.
некрасивую статую сняли и переплавили. глава города решил, что пора поставить памятник ему самому, но советники были не согласны — все переругались. оловянное сердце и мертвую птицу выбросили на свалку, откуда их забрал ангел, которого господь попросил принести самое драгоценное, что он найдет в этом городе.
***Чехов в первых же пьесах выступил как новатор. Он хорошо видел и сюжетную бедность современного ему репертуара, и устарелость драматургической формы. Характеризуя настроения театрального зрителя своего времени, он говорит: «Требуют, чтобы герой, героиня были сценически эффектны. Но ведь "в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они (люди) больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни.. . Надо, чтобы жизнь была такая, какая она есть, и люди такие, какие они есть, а не ходульные».