рассказ "в рождественскую ночь" чехов написал в 1883. в этом рассказе чувствуется мелодраматическая струя. по контрасту с миром пошлости, нелепости в юмористических произведениях у молодого чехова возникают в разных формах образы совсем иной жизни, иных людей и отношений. молодому чехову была не чужда мелодрама, которая демократична и по своей широкой доступности, и по своему духу: она поэтизирует борьбу, вселяет надежды и отрицает унылую будничность обывательской жизни и половинчатость чувств. действие рассказа начинается сразу, без обширного вступления. героиня рассказа, обыкновенная молодая женщина, в непогоду, на берегу моря ждет своего мужа и думает, что он погиб, но, оказывается, он жив. из ее груди вырывается отчаянный крик; в нем "и замужество поневоле, и непреоборимая антипатия к мужу, и тоска одиночества и, наконец, рухнувшая надежда на свободное вдовство". достаточно этих нескольких слов, чтобы представить всю ее жизнь. муж понимает все и вновь отправляется в море на верную гибель. он слышит ее крик "воротись", хочет вернуться, но уже поздно.. тем не менее финал рассказа не вызывают осуждения женщины. женщина стоит на берегу до утра. "в ночь под рождество она полюбила своего мужа". и кажется, что муж вернется и все будет хорошо… в этом маленьком рассказе-«романе» торжествует гордое самопожертвование без слез и фраз, и оно побеждает. победа здесь оказывается ненужной, но нравственная и эстетическая ценность высоких порывов души от этого нисколько не уменьшается
для чехова мелодрама была противоядием против того презренного мирка, над которым он беспощадно смеялся в своих юмористических рассказах.
В стихотворении «Валерик» при кажущейся простоте содержания сложная композиция. Описанию кровопролитного сражения в нем предшествуют посвящение любимой женщине (ее имя не названо) и мирные картины жизни горцев:
А вот кружком сидят другие. Люблю я цвет их желтых лиц, Подобный цвету ноговиц, Их шапки, рукава худые. Их темный и лукавый взор И их гортанный разговор.
Это спокойное, мирное течение дня обрывается, когда спадает жара: Чу — дальний выстрел прожужжала Шальная пуля.. . славный звук.. .
Как в раннем толстовском рассказе, о котором; речь шла выше, в стихотворном повествовании Лермонтова описывается тревога в русском лагере, вызванная горскими конниками, прискакавшими во главе с мюридом, одетым в красную черкеску.. .Короткий его поединок с гребенским казаком:
Но уже из следующих строф стихотворения выясняется, что этот эпизод только «присказка» , а главная «сказка» — впереди. И посвящена она сражению на «речке смерти» — Валерике. Только находясь в самой гуще событий, мог поэт запомнить, а затем запечатлеть главные эпизоды жестокого боя, следовавшие один за другим. Его кульминацией была двухчасовая рукопашная схватка, после которой долго речная «мутная волна//Была гепла, была красна» . Завершив рассказ о том, как этот день кровавый» , поэт обращается к любимой женщине с кратким напутствием:
На вашем молодом лице Следов заботы и печаль, Не отыскать, едва пи. Вблизи когда-нибудь Как умирают. Дай вам бог И не видать: иных Тревес? Довольно есть.. .
Посвящение (вступление) и послесловие, казалось бы, написаны лишь на глубоко личную тему — о любви и вынужденной разлуке. Они как бы заключают в «кольцо» главную часть стихотворения, где показаны ужасы войны, обнажена ее сущность. И вслед за адом войны, в момент, когда приумолкли ее звуки, но остались страшные следы, когда «дым пороховой» туманом еще окутывает окрестные леса, глаза поэта-воина устремляются к «вечно гордой и спокойной горной гряде, к остроконечной главе Казбека, к высокому небу, которое в другую пору увидел один из главных героев «Войны и мира» Л. Н. Толстого — князь Андрей Болконский, раненный в Аустерлицком сражении. Оценивая значение «Валерика» в лермонтовском творчестве, Белинский подчеркнул, что в этом произведении проявилась особенность таланта поэта, которая «заключалась в его мощной смотреть прямыми глазами на всякую истину, на всякое чувство, в его отвращении приукрашивать их» . Стихотворение «Валерик» впервые появилось в печати в 1843 году в альманахе «Утренняя заря» . Двумя годами раньше Лермонтов порадовал читателей другим своим шедевром — стихотворением «Завещание» . Поэт прислал его в Петербург редактору «Отечественных записок» А. А. Краевскому, и тот поместил стихотворение в февральской книжке журнала за 1841 год. " А в начале года Краевский писал издателю «Русского вестника» М. Н. Каткову: «У нас в так называемой литературе тихо и глухо, как никогда еще не бывало. Лермонтов прислал мне одно чудесное стихотворение: он жив и здоров» .
ответ:
объяснение:
поиск материалов
своеобразие рассказов антона павловича чехова
курсовая работа
2.1 «в рождественскую ночь»
рассказ "в рождественскую ночь" чехов написал в 1883. в этом рассказе чувствуется мелодраматическая струя. по контрасту с миром пошлости, нелепости в юмористических произведениях у молодого чехова возникают в разных формах образы совсем иной жизни, иных людей и отношений. молодому чехову была не чужда мелодрама, которая демократична и по своей широкой доступности, и по своему духу: она поэтизирует борьбу, вселяет надежды и отрицает унылую будничность обывательской жизни и половинчатость чувств. действие рассказа начинается сразу, без обширного вступления. героиня рассказа, обыкновенная молодая женщина, в непогоду, на берегу моря ждет своего мужа и думает, что он погиб, но, оказывается, он жив. из ее груди вырывается отчаянный крик; в нем "и замужество поневоле, и непреоборимая антипатия к мужу, и тоска одиночества и, наконец, рухнувшая надежда на свободное вдовство". достаточно этих нескольких слов, чтобы представить всю ее жизнь. муж понимает все и вновь отправляется в море на верную гибель. он слышит ее крик "воротись", хочет вернуться, но уже поздно.. тем не менее финал рассказа не вызывают осуждения женщины. женщина стоит на берегу до утра. "в ночь под рождество она полюбила своего мужа". и кажется, что муж вернется и все будет хорошо… в этом маленьком рассказе-«романе» торжествует гордое самопожертвование без слез и фраз, и оно побеждает. победа здесь оказывается ненужной, но нравственная и эстетическая ценность высоких порывов души от этого нисколько не уменьшается
для чехова мелодрама была противоядием против того презренного мирка, над которым он беспощадно смеялся в своих юмористических рассказах.