Базаров-это человек, который не признавал не материального, нигилист. Но сам Тургенев говорил, что слово "нигилист" надо читать как "революционер". При всем своем отрицательном отношении к моральным ценностям Базаров тем не менее являлся очень чувствительной натурой, как мы можем видеть из его любви к Анне Сергеевне Одинцовой. Когда он сам себя ловил на мечтательности, на лирике думая о своей любимой, для него это было откровение, он сам не знал что так чувствовать и мечтать. Так что это натура очень сложная, до конца не понятая самим Тургеневым.
Кирсановы-это люди старого поколения. И хотя они стремяться понять молодежь, ихние убеждения, они не могут понять как можно отрицать все то, что нам дарит поэзия, любовь к женщине, все то, что делает нашу жизнь ярче, живее. Они понимали что наука не стоит на месте и естественные опыты Базарова необходимы для познания окружающего нас мира, но это не давало ему права отрицать возможность чего -то более высокого, чем просто материя.
В центре произведения судьба маленького калеки Павлика, в которого нет отца, и он живет из матир'ю но дедом. Он ласков, внимателен к людям и природе. Под воздействием маминых сказок формируется его мягкий характер, а увечье делает внимательным к чужому горю. Да, увидев, как ребята находят птичьи гнезда, Павлик уничтожает мальчишечьи отметки птичьих этим не одного птенца... Ребята за это б'ють Павлика, издеваются над ним. Его жалеют мать, дедушка. Общий язык мальчик находит с девочками, с которыми часто забавляется.
Как видим, проницательный взгляд писателя замечает неурядицы шахтерского общества не только на уровне производственно-бытовых отношений взрослых. Он всесторонне исследовать причины негативных явлений, которые вырастают из детских отношений, детского воспитания.
Образ Павлика — душевно красивого и щедрого мальчика.