«Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».
– Что значит приручить?
Приручить - сделать близким. Если ты с кем-то подружился - ты за него отвечаешь, т. е. должен во всём оберегать, быть чутким к его проблемам. Если ему плохо - ты в ответе.
В прямом смысле «приручить» означает «укротить дикое животное», «сделать его ручным». «Приручить» – создать узы (так говорил Лис)
Приручение – обряд. В нём есть что-то от ритуального танца: с каждым днём двоим надо всё ближе садиться друг к другу, постепенно раскрывать свое сердце, узнавать друг друга.
– А можно ли увидеть эти узы?
Это невидимые узы от сердца к сердцу. Их нельзя увидеть, их можно только почувствовать. Приручить – создать узы любви, единения душ. Приручить – значит, сделать мир значительным и щедрым, ведь все в нем напоминает о любимом существе: оживут звезды, зазвенят в небе серебряные колокольчики, напоминающие смех Маленького принца. Приручить – значит, связать себя с другим существом нежностью, любовью, ответственностью. Лис говорит мудрые слова, заставляет героя и читателя задуматься над проблемой дружбы и ответственности. «Узнать можно только те вещи, которые приручишь... Надо запастись терпением». Получается, чтобы иметь друзей, нужно дарить им всю душу, отдавая самое дорогое – свое время. «Твоя Роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей все свои дни», – сказал Лис Маленькому принцу.
Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил». Надо быть верным в любви и в дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире.
– За кого в ответе Маленький принц? За Розу, за планету
– Почему? Без него они погибнут!
Лис учит истинному пониманию дружбы. Чтобы стать другом, надо, чтобы тебя приручили, и ты тоже должен приручить. Но всегда нужно помнить: ты всегда в ответе за того, кого приручил. Теперь Маленький принц знает, что его роза – единственная, потому что он ее «приручил». Она одна дороже ему всех роз на свете, потому что только ей он отдал частицу сердца, он приручил её и теперь за нее в ответе.
Весенняя сказка, сказка-драма — всё это, безусловно, относится к пьесе создателя русского национального театра, «Колумба Замоскворечья» А. Н. Островского. Пьеса «Снегурочка» стала настоящим событием не только для мира литературы, но и для мира театра. Не понятая большинством критиков, не воспринятая зрителями и даже исполнителями, она всё же была резонансной и обсуждаемой. Так, например, её художественное разнообразие и оригинальность жанра отмечал Ю. М. Лотман, он называл «Снегурочку» пьесой-«маской». Философско-символической драмой определяет сказку А. Журавлева, театральной сказкой — С. Данилов. Несмотря на наличие совершенно разных отзывов, «Снегурочка» всё же вошла в число тех драматических произведений, которые остаются в копилке времени.
Одной из центральных линий произведения является тема любви. Она достаточно неоднозначна, но тем и интересна, тем и захватывает, что проявляет себя в странном и таинственном, но в то же время в притягивающем и привычном амплуа. Стоило ли Снегурочке полюбить или продолжать жить, но без счастья, без чувств?
Смех…Слёзы... Всё чуждо цветущей и юной Снегурочке. Дочь теплой Весны и холодного Мороза, «красавица», «дикарка», она далека от мира людей, душа её холодна как лёд. Снегурочке, молодой девушке, невыносимо жить без радости, без счастья: «Хочу любить — но слов любви не знаю, и чувства нет в груди». В ней происходит борьба природных сил: холода и тепла, жизни и смерти. Героиня привлекает, манит, но, к сожалению, она не почувствовать любовь: «Начну ласкаться, — услышу брань, насмешки и укоры за детскую застенчивость, за сердце холодное. Мучительную ревность узнала я, любви ещё не зная». Внутренний конфликт перерастает в необъяснимое, пламенное желание любить, познать человеческое счастье. Совсем юную Снегурочку не пугает предупреждение Весны: «Пусть гибну я, любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слёз она лишь «любви девичьей».
Героиня ищет в любви счастье и действительно находит его: «…Снегурочка в зелёный лес — выходит девицею с душой счастливой, полной отрадных чувств и золотых надежд». Но всё же, как и предсказывалось в прологе, Снегурочку своим лучом поражает Ярило. Царь Берендей называет смерть героини «чудесной гибелью», это приносит в его царство свет и благополучие.
Без любви к природе невозможно это счастье. Померкнет, станет незаметной; она перестанет вдохновлять своим дыханием. «Остуда чувств» среди берендеев и приводит к трагедии: «Тугой поникли деревья и травы». Вся красота, всё величие и живость ушли, природа перестала быть тем, что необходимо хранить и понимать. Жив остаётся лишь «лазоревый цветочек» — рисунок во дворце Берендея. Только с появлением любви в сердцах людей пробуждается, оживает природа: «рассеивается туман». Берендеи начинают видеть эту красоту и воспевают Бога Ярило: «Красное Солнце наше! Нет тебя в мире краше». Многочисленные иллюстрации Васнецова тонко передают любовь тихую, подлинную. Переполненная этой любовью, природа на полотнах живая, звенящая и светлая.
«На свете всё живое должно любить»… Любить друг друга, любить природу, любить справедливость и мир. Фольклорные источники, на которые опирается пьеса, подтверждают это. Жители Берендеева царства ценят эти принципы, ведь в обществе, где люди «служат красоте», где есть любовь и честность, не может быть войны. Не зря Ф. М. Достоевский говорил, что любовью всё покупается, всё