Борис григорьевич – племянник дикого. он один из самых слабохарактерных героев пьесы. сам б. говорит о себе: «уж ведь совсем убитый хожу… загнан, забит… » борис. – добрый, хорошо образованный человек. он резко выделяется на фоне купеческой среды. но он по своей натуре слабый человек. б. вынужден унижаться перед своим дядей, диким, ради надежды на наследство, которое тот ему оставит. хотя сам герой знает, что этого никогда не будет, он, тем не менее, заискивает перед самодуром, терпя его выходки. б. неспособен защитить ни себя, ни любимую им катерину. в несчастье он только мечется и плачет: «ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! боже мой! дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь… злодеи вы! изверги! эх, кабы сила! » но силы этой у б. нет, поэтому он не в облегчить страдания катерины и поддержать ее выбор, увезя с собой. варвара кабанова – дочь кабанихи, сестра тихона. можно сказать, что жизнь в доме кабанихи нравственно искалечила девушку. она тоже не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. но, несмотря на сильный характер, в. не решается открыто протестовать против них. ее принцип – «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» . эта героиня легко приспосабливается к законам «темного царства» , легко обманывает всех окружающих. это сделалось для нее привычным. в. утверждает, что иначе и жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. «и я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало» . в. хитрила, пока было возможно. когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому, нанеся кабанихе сокрушительный удар дикой савел прокофьич – богатый купец, один из самых уважаемых людей города калинова. д. – типичный самодур. он чувствует свою власть над людьми и полную безнаказанность, а потому творит, что захочет. «нет над тобой старших, вот ты и куражишься» , - объясняет кабаниха поведение д. его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих: «батюшки, не рассердите! голубчики, не рассердите! » но д. трудно не рассердить. он и сам не знает, в какое расположение духа может прийти в следующую минуту. этот «жестокий ругатель» и «пронзительный мужик» не стесняется в выражениях. его речь наполнена словами типа «дармоед» , «езуит» , «аспид» . но «нападает» д. только на людей слабее себя, на тех, кто не может дать отпор. зато д. побаивается своего конторщика кудряша, который слывет грубияном, не говоря уж о кабанихе. ее д. уважает, больше того, она единственная, кто понимает его. ведь герой иногда и сам не рад своему самодурству, но ничего не может с собой поделать. поэтому кабаниха считает д. слабым человеком. кабаниху и д. объединяет и принадлежность к патриархальному строю, следование его законам, и беспокойство по поводу наступающих изменений вокруг.
Детство лермонтова прошло в бабушкином имении "тарханы" пензенской губернии. мальчик получил столичное образование, с детства свободно владел французским и языками. летом 1825 года бабушка повезла лермонтова на воды на кавказ. детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве ("кавказ", 1830; "синие горы кавказа, ", 1832). в 1827 семья переехала в москву, а в 1828 лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. уже в тарханах определился острый интерес лермонтова к и поэтическому творчеству. уже в пансионе определяется преимущественная ориентация лермонтова на а.с. пушкина, байроническую поэму. байроническая поэма становится основой раннего творчества лермонтова. в 1828-1829 гг. он пишет поэмы "корсар", "преступник", "олег", "два брата", "последний сын вольности", "измаил-бей", "демон". в центре байронической поэмы - герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы. в марте 1830 года московский пансион по указу сената был преобразован в гимназию. в 1830 году лермонтов увольняется "по прошению" и проводит лето в подмосковной усадьбе столыпиных середниково. в том же году лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение московского университета. к этому времени относится первое сильное юношеское увлечение лермонтова е.а. сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у своей приятельницы а.м. верещагиной. с сушковой связан лирический "цикл" 1830 ["к сушковой", "нищий", "стансы" ("взгляни, как мой спокоен "), "ночь", "подражание байрону" ("у ног твоих не "), "я не люблю тебя: страстей "]. по-видимому, несколько позднее лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувство к н.ф. ивановой (1813-1875), дочери драматурга ф. ф. иванова. в эти годы (1830-1832) идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения.