в иркутске княгиню трубецкую встречает сам губернатор, который получил предписание не пускать её в нерчинск, и поэтому он начинает чинить ей разные препятствия. вначале он пугает её опасной дорогой, а ведь ей еще ехать около восьмисот верст. потом губернатор ссылается на то, что хорошо знал отца княгини, который после отъезда дочери занемог. видя, что это не действует на трубецкую, он сгущает краски, говоря о том, что в нерчинске ей придется жить в казарме, а также
там люди редки без клейма,
и те душой черствы;
на воле рыскают кругом
там только
губернатор говорит княгине, что она своим присутствием только принесет мужу вред, так как он будет ещё страдать из-за того, что навлек и на неё такую беду.
губернатор пытается внушить княгине, что с её титулом, образованием ей не стоит губить свою жизнь на каторге вместе с осужденным мужем. она готова отречься от всего: от
титула, от всех своих дворянских прав, лишь бы губернатор поскорее дал ей лошадей и отпустил в нерчинск. не один день будет он томить и пугать княгиню, но не сумеет поколебать её волю и стремление последовать за своим мужем:
пусть смерть мне суждена -
мне нечего
я еду! еду! я должна
близ мужа умереть.
желая придать силы своему мужу, спасти в нем гордость, она непреклонна в своём желании быть рядом с ним. и в этом проявляется её величие и человеческий подвиг.
В произведении «Матренин двор» Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины - Матрёны, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться её трудолюбием и отзывчивостью. Как объяснить чудесное преображение Матрёны в то время,когда она вспоминает прожитое? Рассказывая о своем Матрена как бы заново переживает эти события. Приход Фаддея разрушает тишину Матрениного дома, привычность, устойчивость настоящего внезапно напоминает о себе. Горячее, незабытое, оно, оказывается, не исчезало, просто притаилось до срока. И срок пришел неожиданно осветило всю жизнь Матрены новым, трагическим светом. Перед нами появляется другая, еще не знакомая нам Матрена. Она, кажется, меняется даже чисто внешне: “Я откинулся - и в первый раз совсем по-новому увидел Матрену...” Именно в этот вечер Матрена полностью раскрывается перед Игнатичем. "... Лишь поздно вечером, когда я думать забыл о старике и работал в тишине избы под шорох тараканов и постук ходиков, --Матрена вдруг из темного своего угла сказала: -- Я, Игнатич, когда-то за него чуть замуж не вышла. Я и о Матрене-то самой забыл, что она здесь, не слышал ее, --но так взволнованно она это сказала из темноты, будто и сейчас еще тот старик домогался ее. Видно, весь вечер Матрена только об том и думала... ... От настольной же лампы свет падал кругом только на мои тетради, -- а по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрена. И щеки ее померещились мне не желтыми, как всегда, а тоже с розовинкой. -- Он за меня первый сватался... раньше Ефима... Он был брат -- старший... Мне было девятнадцать, Фаддею -- двадцать три... Вот в этом самом доме они тогда жили. Ихний был дом. Ихним отцом строенный... Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены -- как будто освобожденное от морщин, от будничного небрежного наряда -- испуганное, девичье, перед страшным выбором..."