Роман Тургенева был написан в в переломный момент развития общества, когда старшие и младшие поколения становятся выразителями двух эпох. Но проблема отнюдь не в "отцах и детях", она выходит далеко за пределы семейных рамок - это целый общественный конфликт старого и нового поколения, старого дворянства и молодой революционно-демократической интеллигенции. Проблема отцов и детей раскрывается во взаимоотношении молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере внутри семьи Кирсановых. Базаров отрицает все сложившиеся стереотипы и мысли аристократа Павла Петровича, который не хочет принимать того факта, что общество вокруг него давно изменилось, изменились их взгляды. Этот спор перерастает в дуэль.Спор внутрисемейный между сыном Аркадием и старшим Кирсановым не такой глубокий, как мне кажется. Под воздействием Евгения Аркадий не находит общего языка со своим отцом, но после того, как Базаров покинул жизнь Аркадия, всё встало на свои места. Ведь Аркадий похож на своего отца, он относится к тому с любовью и уважением. Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношении Базарова со своими родителями. Родителя Евгения - добрые и любящие люди. Не смотря на сложный характер и нигилистические взгляды сына, они любят его и стараются угодить ему. И сам Базаров, хоть и скрывал, но все же очень любил своих стариков
Брат и сестра Гаев и Раневская – образованные, воспитанные люди, обладающие развитым чувством прекрасного и душевной красотой, стремящиеся сделать этот мир лучше – и начисто лишенные представлений о реальном мире, практичности и ответственности. Именно это привело к тому, что их родовое имение должно пойти с молотка в счет уплаты долгов, и именно поэтому же брат с сестрой отказываются от предложения отдать свою землю в аренду и получить хорошую прибыль: “Дачи и дачники – это так пошло”.Они с особым чувством относятся к вишневому саду – месту, где их детство и юность: “В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось” – восхищается Раневская. Вернувшись домой, она вновь оживает, и чувствует себя полной сил и счастливой: “О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод… “В то время заканчивалась эпоха дворянства, появлялись зажиточные крестьяне, поэтому дворянству нужно было переходить на новый уровень, начать работать - самим вести хозяйство, правильно соотносить старые традиции с новыми правилами жизни, тогда бы Раневской не пришлось продавать сад. Сад мог бы приносить прибыль, если бы они могли правильно составить бизнес-проект. То, что сад приносил бы пользу, не лишило бы возможности Раневской любоваться им, осталась бы память о семейных традициях. В пьесе Чехова больше печального, чем смешного. Но отдельные моменты вызывают смех: монолог со шкафом брата Раневской, поведение вечного студента Пети Трофимова.