Гумманость-человечность, идеал различных направлений гуманизма, поэтому понимаемый по-разному. Главная цель:гармоническое развитие свойственных человеку ценностных чувства и разума, высшее развитие человеческой культуры и нравственности исоответствующего ей поведения по отношению к др. людям и ко всему творению. Свое обоснование иоформление идеи гуманности получили в 18 в., в эпоху неогуманизма. Для Канта гуманность– это «чувство блага в общении с другими; с одной стороны, всеобщее чувство участия, с другой –возможность внутренне и всеобщим образом сообщаться с другими, свойства, которые в совокупностисоздают соответствующее человечеству товарищество, благодаря которому оно отличается от животнойограниченности». Для Гердера гуманность есть цель человеческого развития вообще. Гёте говорит о нейследующим образом: «Гуманность вкладывает душу даже в наслаждение, дух – в потребность, грацию – всилу, сердце – в величие». Из долга гуманности в настоящее время выводится долг сопротивлениягосударству при известных условиях. Всякая деятельность, несовместимая с гуманностью, считается без нравственной; возникло даже понятие «преступление против человечества».
Дубровский является в дом Троекурова под видом молодого учителя, француза Дефоржа, который поначалу не возбуждает никакого интереса у Марьи Кириловны. «Воспитанная в аристократических предрассудках» , она не воспринимала его не только как мужчину, но и как объект, заслуживающий внимания. «Учитель был для нее род слуги или мастерового, — говорит автор, — а слуга или мастеровой не казался ей мужчиною» .
Дерзкая забава отца Маше увидеть в Дефорже мужественного и смелого человека. Оставшись наедине с медведем, Владимир нисколько не растерялся, он выхватил пистолет и выстрелил в ухо голодному зверю. Свой неожиданный для всех поступок «француз» объяснил тем, что «не намерен терпеть обиду» . Это по-настоящему потрясло Машу. Именно о таком герое грезила она после чтения французских романов.
Ограбление Антона Пафнутьича заставило Дубровского бежать из троекуровского дома. Не желая прослыть подлецом, Владимир решается объясниться с Машей, открыть ей истину о себе. Записка Дубровского возбудила в Маше двойственные чувства: с одной стороны, ей было любопытно и приятно, с другой — своим приглашением на ночное свидание учитель ставил ее в неловкое положение. Тем не менее Маша согласилась. Героиня ждала объяснения в любви, а услышала страшное признание: «Я не француз Дефорж, я Дубровский» . Владимир в очередной раз продемонстрировал храбрость и благородство, но это стало для Марьи Кириловны настоящим ударом. Вернувшись к себе, долго рыдала она «в истерическом припадке» . Все ее надежды на счастье были разрушены. Вынужденный скрываться, Дубровский обещает быть преданным Маше и предлагает ей свою и защиту.