Емельян Пугачев - бродяга, разбойник, самозванец, беглый казак. Важнейший принцип создания его образа - метаморфоза, превращение (человек-волк). Непредсказуем, человек-стихия. Милуя своих противников, он гордо отвергает совет Гринева - "прибегнуть к милосердию государыни". Он хозяин своей судьбы и не может принять то, что щедро джает другим людям. Милосердие для него - унизительная милостыня. Пугачев - трагическая фигура. Его судьба раскрывается в любимой песне ("Не шуми мати зелена дубровушка... ") и в Калмыцкой сказке. Он хочет прожить яркую, но короткую, нежели длинную, но скучную. Им движет уверенностьв собственной правоте. Пугачев более искренний по сравнению с Екатериной, ему трудно делать милости (устройство судьбы Маши и Петра, многочисленное помилование Гринева) из-за своего положения и товарищей-разбойников.
Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. И. А. Гончаров А. С. Грибоедов вошел в историю русской и мировой литературы как создатель гениальной комедии "Горе от ума". Она интересна не только с точки зрения проблем русского общества первой половины XIX века, но и с точки зрения характеров героев. Чаще всего говорят о Чацком. Но и образ Софьи Павловны Фамусовой заслуживает не меньшего внимания. В литературе того времени он трактовался неоднозначно. А. С. Пушкин считал, что образ Софьи обрисован неясно. Сам автор дает ей следующую характеристику: "девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку". И. А. Гончаров в своем очерке "Мильон терзаний" относится к Софье с большой симпатией. Образ Софьи Павловны сложен. Он стоит особняком во всей комедии, не совсем вписываясь в общество Фамусовых и Молчалиных. Но и Чацкий ее отталкивает острым умом, язвительностью и прежде всего тем, что оскорбил в ней чувство любви. Все же она ближе к Чацкому, потому что пороки отца и окружающих еще не совсем привились ей. Сближает их и драматизм положения - у Софьи тоже свой "мильон терзаний", главная причина которых - любовь к Молчалину. Не спешите, однако, обвинять эту девушку в нравственной и умственной слепоте Это не собственно ее порок, это порок общества, в котором она выросла. Уроки жизни эта юная девушка брала у светских дам. И, хотя ей дали хорошее по тем временам образование, оно не развило ее природной любознательности и мыслить и анализировать. Героиня увлекается французской литературой, откуда черпает житейскую мудрость. Естественно, что все ее представления о жизни искажены и романтичны. Софья ищет любви, но ее не привлек бы в этом качестве бойкий, острый на язык и ум Чацкий. Ее коробят его остроты, они оскорбляют ее чувствительность и благовоспитанность. А Молчалин так похож со своей стыдливостью, скромностью на героя сентиментального романа! Сыграло роль и то обстоятельство, что выбор предмета любви был крайне ограничен. И Софья сама начинает роман, с радостью обманывается и восхищается качествами Молчалина, которые вызывают презрение Чацкого: Чудеснейшего свойства Он наконец: уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, А на душе проступков никаких, Чужих и вкривь и вкось не рубит. Софья признается, что в нем нет блестящего ума, но это не тревожит ее. Зато волнует другое: Возьмет он руку, к сердцу жмет. Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного, и так вся ночь проходит. Мы уверены, что это так. Нравственность Софьи Павловны мы тоже не ставим под сомнение, хотя Молчалин проводит ночи в ее комнате. Она наивно говорит Лизе о их времяпровождении, хотя и понимает, что ее поведение вызовет осуждение. Сама же она в этом не видит ничего предосудительного. Не приходится также сомневаться в искренности и глубине чувства Софьи. Но этой любви Молчалин обязан не только скромностью, но и бедностью. "Влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не могущему поднять на нее глаза, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейное право" - вот ее цель, по мнению Гончарова. Софья Павловна привлекает нас своей естественностью и простотой, свободой от предрассудков. Она наделена умом и сильным характером, мечтательностью и горячностью. В то же время она - дитя фамусовского общества, а потому бессознательно действует и живет по тем же законам. Вот почему она оказалась оклеветать Чацкого. К сожалению, Софья не может выйти замуж за иного героя, нежели Молчалин. Ей нужен муж - мальчик, ибо она подсознательно стремится к власти. В слепом чувстве любви она не увидела, что нужно Молчалину для того, чтобы пользоваться ее влиянием. Когда именно Чацкий становится свидетелем ее позора, сердце ее разбивается. Это и составляется "Мильон терзаний".
Милуя своих противников, он гордо отвергает совет Гринева - "прибегнуть к милосердию государыни". Он хозяин своей судьбы и не может принять то, что щедро джает другим людям. Милосердие для него - унизительная милостыня.
Пугачев - трагическая фигура. Его судьба раскрывается в любимой песне ("Не шуми мати зелена дубровушка... ") и в Калмыцкой сказке. Он хочет прожить яркую, но короткую, нежели длинную, но скучную. Им движет уверенностьв собственной правоте.
Пугачев более искренний по сравнению с Екатериной, ему трудно делать милости (устройство судьбы Маши и Петра, многочисленное помилование Гринева) из-за своего положения и товарищей-разбойников.