1.Маленький принц к огромному изумлению летчика возникает ниоткуда, в абсолютно безлюдном месте, и просит нарисовать барашка.
2.Жизнь мальчика была одинокой, единственное развлечение ребенка — возможность любоваться закатом. Чтобы чаще смотреть на прекрасное зрелище, Маленький принц несколько раз в день перемещал свой стул, двигаясь за солнцем.
3.Маленький принц прилетает на Землю и оказывается в пустыне. Поначалу он думает, что ошибся планетой, но вскоре знакомится со змеей, и та рассказывает, что Земля большая и красивая. Змея предупреждает мальчика, что и среди людей бывает одиноко, и предлагает свою , если он захочет вернуться на астероид.
4.Летчик чинит самолет и возвращается на родину. Он грустит о Маленьком принце, но со временем находит утешение, слушая по ночам звезды:
Весь мир становится для нас иным оттого, что где-то в безвестном уголке Вселенной барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел незнакомую нам розу…
Взгляните на небо. И спросите себя: "жива ли та роза или ее уже нет? Вдруг барашек ее съел? "
"И вы увидите: все станет по-другому…И никогда ни один взрослый не поймет, как это важно!"
Сделать анализ стихотворения Брюсова «Мучительный дар» по след плану:
III. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
IV. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
Доказывать, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста, футуриста или иного направления.
Подобрать в тексте «ключевые» слова и образы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.
V. Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор:
– Какую лексику использует автор: бытовую, повседневную, литературную, книжную, публицистическую, архаизмы, устаревшие слова,неологизмы, слова, созданные автором и др.
– средства поэтической лексики (метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения и т.д.);
– синтаксические фигуры (синтаксический параллелизм, антитеза, градация, многосоюзие, бессоюзие, различные повторы и т.д.)
– фонетические средства
VI. Ритм стиха, стихотворный размер:
Ямб u /
Хорей / u
Амфибрахий u/u
Дактиль /uu
Анапест uu/
Дольник
Верлибр / свободный или белый стих/
Акцентный стих.
/ - ударный слог; u - безударный слог; uu - пиррихий, // - спондей.
Обратить внимание, есть ли в стихотворении значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку:
Например:
О как на склоне наших дней - 8 слогов
Нежней мы любим и суеверней… - 10 слогов, перебой ритма
Сияй, сияй прощальный свет - 8 слогов
Любви последней, зари вечерней - 10 слогов, перебой ритма
Объяснить, как перебои ритма передать интонацию, настроение автора, создают мелодию.
VII. Рифмы (связывают по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создают новые значения слов рифмовки:
Смежная/парная/ААВВ
Перекрёстная АВАВ
Кольцевая АББА
Сплошная
Прерванная др. виды рифм
Выписать рифму, выделить клаузулу, определить ее вид: женская-мужская-дактилическая-гипердактилическая, полнозвучная – неполнозвучная, равносложная-неравносложная, смягченная-несмягченная, открытая-закрытая, точная-неточная.
VIII. Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
IX. Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:
- сам автор
- рассказ от лица персонажа
- автор играет какую-то роль.
X. Определить субъект речи (кто рассказывает), Объект речи (то, что изображено, о ком, о чем рассказывается), адресат речи (кому рассказывается, слушающий). Точкой зрения субъекта речи определяется тема, идея, характер воздействия на адресата, стилистические особенности речи.