Разночинцы – прослойка русской интеллигенции,
влияние которой было особенно заметно в жизни
общества 1850 – 1860-х гг.
Разночинцы не представляли собой отдельного сословия:
среди них были обедневшие дворяне, мещане,
представители духовенства.
Разночинцы представляли демократическое направление
интеллигенции 1850 – 1860-х гг.
Их идеологами были Белинский, Добролюбов, Чернышевский.
Из среды разночинцев вышли известные писатели
этого времени, такие, как Чернышевский, Помяловский,
Слепцов, Решетников и другие.
Образ героя-разночинца появляется в русской
литературе ещё в 1840-х гг., но первые литературные
разночинцы пока во многом уступают героям –
представителям либерального дворянства.
В романе А. И Герцена «Кто виноват» тип героя-разночинца
представлен в двух образах – учителя Круциферского и
доктора Крупова.
Если в докторе Крупове видны черты будущих героев-
разночинцев – дельность натуры, проницательность –
то Круциферский показан слабым человеком,
романтиком в духе Жуковского, возвышенном,
но на многое не и совершенно не
при к условиям меняющегося
общества.
Круциферский во многом проигрывает Бельтову –
представителю либерального дворянства, хотя тот
же Бельтов так же не к серьёзной деятельности.
Следующей заметной вехой в изображении героя-разночинца
становится творчество Тургенева.
Наиболее яркий образ в этом плане – Евгений Базаров,
сын уездного лекаря, представитель обедневшего дворянства.
С образом Базарова в изображение героя-разночинца
вводится понятие нигилизма.
В общих чертах это направление можно выразить цитатой
Базарова: "Мы привыкли ни за что не браться и… ругаться".
Для Базарова природа становится мастерской,
в которой человек – работник.
Он признаёт за истину лишь то, что можно научно доказать,
следовательно, гуманитарные науки и существование
Бога он ставит под сомнение.
Он не признаёт проявление чувств.
Казалось бы, Базаров – худшее проявление разночинца.
Но он меняться. Полюбив Анну Одинцову,
Базаров понимает, что не всё так просто.
Он пытается отрицать перемены, возникшие в себе,
но не может. Базаров выигрывает по сравнению с
его "последователями Ситниковым и Кукшиной,
которые только говорят о нигилизме, но не
так же ревностно ему следовать и меняться в связи с
возникшими обстоятельствами.
Пока Тургенев не может решить проблему возникновения
духовной жизни разночинца. Он вынужден "умертвить"
Базарова.
В творчестве Н. А. Некрасова образ героя-разночинца
наиболее ярко представлен в образе Агарина в поэме "Саша".
Некрасов даёт этому герою меткое и точное определение –
современный человек.
Агарин далёк от реальной деятельности.
Он читает умные книги и даёт их Саше, но рисуется
героем-одиночкой.
Наиболее отрицательно героя-разночинца рисует
И. Гончаров в романе "Обрыв".
Это преследуемый полицией бедолага Марк Волохов.
В связи с его образом в роман вводится фольклорный
мотив волка, хищника.
Гончаров старается очернить образ разночинца.
Волохов ворует яблоки в саду Татьяны Марковны,
заманивает Веру в обрыв.
Он живёт только сегодняшним днём и прямо признаётся
в этом Вере. Он не верит в возвышенные идеалы
Несколько другое изображение героев-разночинцев
даёт Н. Помяловский в повестях "Молотов" и
"Мещанское счастье".
Его герой Егор Молотов испорчен жизнью.
Поначалу он живёт возвышенными мечтами, но вскоре
разочаровывается во всём и становится такой,
как все.
Он узнаёт, что к нему относятся, как к человеку
второго сорта, и пытается доказать своей жизнью,
что это не так.
Помяловский показывает, что процессы, приводящие
к упадку либеральное дворянство, не чужды и
героям-разночинцам.
Объяснение:
Объяснение:
Л.Н. Толстой в своем романе "Война и мир" сумел всесторонне показать жизнь России начала XIX в., затронуть множество проблем, в том числе и общечеловеческих. Судьбы отдельных персонажей удачно сочетаются здесь с изображением уклада русской жизни и историческими событиями, что позволяет говорить о многоуровневости романа. В целом, можно выделить пять уровней: исторический, философский, психологический, сюжетный и композиционный; несмотря на кажущуюся раздробленность (из-за масштабности повествования), все в романе взаимосвязано. Толстой сумел показать и исторические судьбы народа, и события внешней и внутренней политики в государстве, и процесс становления личностей, на основе чего принято называть "Войну и мир" романом-эпопеей. Но нельзя забывать и об уже упомянутых смысловых уровнях, важнейшим из которых является, по всей видимости, историософский (т.е. исторический и философский, объединять которые позволяет тенденция к рассмотрению их как единого целого – концепции истории, по Толстому).
В многочисленных авторских отступлениях Толстой как бы рассматривает реальность с высоты истории, пытается найти причины всего происходящего. Действительность, по Толстому (как, впрочем, и история), лишь движение масс, никем и ничем не управляемых и объединенных лишь общими интересами. То есть, другими словами, некий стихийный процесс, что писатель и показывает через картины массовых сцен. Он подходит к их изображению с философской точки зрения, и потому массовые сцены, к примеру, Аустерлицкого и Шенграбенского сражений или оставление москвичами столицы подчеркивают, что далеко не все в действительности готовы жертвовать собой ради отечества.
Но даже изображая жизнь с опорой на историческое обобщение, Толстой не может не упомянуть о конкретной личности, об отдельном человеке, а это уже касается психологического пласта романа. Писатель изображает человека с его каждодневными переживаниями, но в значительной мере его интересуют и поворотные события в частных жизнях, которые заставляют людей делать сложный выбор, и просто неоднозначные, нетипичные ситуации, в которые, впрочем, люди попадают довольно часто. Толстой указывает и на такие, казалось бы, не видные постороннему взгляду, "факты" человеческой жизни, как движения во внутреннем мире. В романе есть множество ситуаций, когда герои (кстати, стоит отметить, что только симпатичные автору) проявляют самые чистые стороны своей души. Один из таким приемов Н.Г. Чернышевский назвал "диалектикой души". Два главных героя – Пьер Безухов и Андрей Болконский – часто, под тяжестью жизненных коллизий, меняют свои представления о жизни, находят новые идеалы. Так, одна из типичнейших ситуаций, где можно рассматривать прием "диалектики души", – это сцена с раненным на поле Аустерлица Болконским. Он видит "высокое небо" и понимает вдруг, что все, чем он жил и чем живут все, – мелко, ничтожно, что нужно все менять. Так же изменить свою жизнь хочет и Пьер, узнав поближе "простых" солдат и, в особенности, познакомившись с Платоном Каратаевым. И тот, и другой герой стремятся к естественности и простоте. Принцип естественности используется Толстым повсеместно и, кстати, лежит в основе другого приема – так называемого "остраннения". Писатель часто ставит героев в неудобные, неестественные для них ситуации или изображает с неподходящей по статусу или возрасту стороны, тем самым показывая, что они ему симпатичны. Таково, например, знаменитое появление Багратиона на торжественном обеде в московском английском клубе, где он, по словам Толстого, чувствовал себя крайне несвободно, и с большим удовольствием он бы оказался на поле сражения.
Позиция естественности-неестественности раскрывается и еще на одном уровне – сюжетном. Здесь Толстой использует традиционный принцип, делая судьбы героев подвластными его мировоззрению, в том смысле, что "выживают" и награждаются возможностью иметь светлое будущее лишь те герои, кого писатель считает достойными счастья. Тем самым Толстой берет на себя право считать, что жизнь (реальность) сама по сути своей справедлива. Именно поэтому Пьер Безухов обретает счастье с Наташей в конце романа.
Последний из указанных смысловых уровней романа заключен в его композиции. Часто в "Войне и мире" встречается резкий переход от одной главы к другой, т.е. образуется стык событий зачастую противоположного характера. Так, к примеру, писатель переходит от повествования о военных событиях к рассказу о том, что в этот момент делают мирные жители. Этим Толстой показывал, что никакие события не могут замедлить или прервать темп жизни, что она течет постоянно и независимо, и в ней в один момент могут рушиться надежды и обретаться счастье. Это, вероятно, является основным принципом изображения действительности – отразить ее как можно более реально.
доктор Чилтон, служанка Нэнси, Джимми и садовник Том