Русская литература XX века — наследница традиции золотого века русской классической литературы. Ее художественный уровень вполне сопоставим с нашей классикой.
На протяжении всего столетия возникает в обществе и в литературе острый интерес к художественному наследию и духовному потенциалу Пушкина и Гоголя, Гончарова и Островского, Толстого и Достоевского, творчество которых воспринимается и оценивается в зависимости от философских и идеологических течений времени, от творческих поисков в самой литературе. Взаимодействие с традицией носит сложный характер: это не только развитие, но и отталкивание, преодоление, переосмысление традиций. В XX веке в русской литературе рождаются новые художественные системы — модернизм, авангардизм, социалистический реализм. Продолжают жить реализм, романтизм. Каждой из этих систем присущи свое понимание задач искусства, свое отношение к традиции, языку художественной литературы, жанровым формам, стилю. Свое понимание личности, ее места и роли в истории и национальной жизни.
Судьба распорядилась так, что Андрей Соколов никогда больше не сможет встретиться со своей семьей, так как жена и дочери погибли при попадании тяжелой бомбы в родную хату. То, чем он жил два этих мучительных года, было утрачено в одно мгновенье. Шолохов не описывает чувств своего героя в тот момент, когда он читает злосчастное письмо. Боль и скорбь по близким людям словами передать невозможно! Месяца через три для Соколова блеснула огромная радость: нашелся сын Анатолий. Но была эта радость очень недолгой. Вскоре он узнает, что немецкий снайпер в День Победы сына убил. И вот март. Первый теплый день после зимы. Природа пробуждается после глубокого сна, все вокруг набирает силы и начинает свою жизнь заново. Человеку после войны сложнее: он никогда не забудет пережитого, многие раны будут болеть всю оставшуюся жизнь, а некоторые даже и не зарубцуются. Не все так безысходно для главного героя рассказа Шолохова «Судьба человека» . Он встречается с еще более настрадавшимся в свои детские годы беспризорником Ваней и находит в себе силы не только жить дальше, но и тому, кто в нем действительно остро нуждается.
1 и 2