В своем знаменитом письме «Правительству СССР», написанном в один из самых драматических моментов его жизни, в конце марта 1930 года, Булгаков называет одной из главных черт своих сатирических повестей «глубокий скептицизм в отношении революционного процесса...» Писатель, вероятно, наиболее четко, яснее, чем кто-либо из его современников, поставил вопрос о свободе слова, о свободе печати — как непременном условии свободы творчества.
Верность правде, чувство чести и стоическое выполнение своего писательского долга — все это Мастер пронес через всю свою жизнь.
Как художник слова, Булгаков прежде всего сатирик, хотя его палитра всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова. Он смелый сатирик. Его главный принцип — «сатира не терпит оглядки». На высшую ступень сатирической фантастики писатель поднимается в социально-философских повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце».
Мысль о том, что голый прогресс без опоры на нравственность несет людям гибель, по-новому выражается писателем в повести «Собачье сердце».
Сочинять Булгаков начал очень рано — в отроческие годы. Насмешливость, художественный артистизм, тяга к театральности, а впоследствии к пристальному анализу сформировали его неповторимый стиль.
Уже в ранней прозе заложена булгаковская тайна — тайна фантастического, фантасмагорического, тайна двойственностии самоотрицания, тайна дьявольщины. Это не только дань литературной традиции (в том числе немецких романтиков, особенно Гофмана): социальная и литературная жизнь была столь нелепа, алогична, безобразна, что вполне могла казаться сверхъестественной.
Все лучшее, написанное Булгаковым в 20-х годах XX века, — непримиримое отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, которая вошла в его произведения, по которой пронесся бесовский шабаш.
Однако при очевидной склонности автора к фантастике его сатира беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна; время, города и люди слиты здесь в картину живописную и убедительную, недаром есть понятия «булгаковская Москва», «булгаковский Киев».
Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей. Коротко ее можно сформулировать так: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития общества, а безответственным и преждевременным экспериментом; посему необходимо страну возвратить, по возможности, в ее прежнее естественное состояние.
Эта идея реализуется писателем в аллегорической форме посредством превращения незатейливого, добродушного пса в ничтожное и агрессивное человекообразное существо. При этом в действие вступает целый ряд лиц, при столкновении которых выявляются многие проблемы общего или частного порядка, чрезвычайно интересовавшие автора. Но и они чаще всего прочитываются аллегорически. Аллегории нередко многозначны и могут иметь несколько трактовок.
Эту повесть, написанную в 1925 году, Булгаков так и не увидел напечатанной, она была изъята у автора вместе с его дневниками сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года.
«Собачье сердце» — последняя сатирическая повесть Булгакова. Она избежала участи своих предшественников — не была высмеяна и растоптана лжекритиками от «советской литературы», так как вышла в свет лишь в 1987 году.
В основе сюжета лежит история великого эксперимента. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. Об этом автор в своем произведении и предупреждает читателей.
Булгаков считал своим долгом «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране». Он уважительно-любовно относился к своему герою-ученому; в какой-то степени профессор Преображенский — воплощение уходящей русской культуры, культуры духа, аристократизма.
Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной комфортабельной квартире. Автор любуется культурой его быта, его облика — Михаил Афанасьевич и сам любил аристократизм во всем, одно время он даже носил монокль. Гордый и величественный профессор Преображенский, который так и сыплет старинными афоризмами, светило московской генетики, — гениальный хирург, занимается модными и прибыльными операциями по омоложению стареющих дам и бойких старцев: беспощадна авторская ирония — сарказм в отношении процветающих нэпманов.
Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решается посоревноваться с самой Жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга.
НАДЕЮСЬ ЭТО ТО)
Ему не сообщили что она переносится на воскресенье.
Что тот родственник ему завидовал.
Нет не сталкивался (Если сталкивался то пишешь да сталкивался)
В том чтобы в любую минуту.