Выразителем патриотического духа и нравственной силы русской армии выступает в романе Л.Н. Толстого предводитель Кутузов. Его образ – одно из самых значительных художественных достижения писателя в «Войне и мире».
В кампании 1805 года Кутузов – ненавистник немецкой военной школы, талантливый и энергичный полководец. Но в нем еще нет величия, не скрыты писателем и некоторые слабости героя. Великим историческим деятелем Кутузова делает Отечественная война 1812 года, и то доверие, которое оказали ему народ и армия. «Ежели из отряда его (неприятеля) придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить», - говорил Кутузов.
Толстой противопоставляет этот образ традиционному образу героя-полководца, говоря, что «простая, скромная, и потому истинно величественная фигура Кутузова не могла улечься в ту живую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которые придумали». Идея Кутузова заключалась в соединении двух сил: терпения и времени, о которых он часто говорит, и нравственного духа войск, о котором он всегда заботился.
Этот герой появляется во все важнейшие моменты войны. Мы видим его накануне и в ходе Бородинского сражения, на совете в Филях, в Тарутинском сражении и сразу после оставления Наполеоном Москвы, в общении с войсками, в сцене в Вильне. Кутузов всегда глубже других понимал значение каждого важного события в ходе войны.
Он воплощает в себе национально-патриотические чувства русского народа, сосредотачивает настроения, которые были присущи и старому князю Болконскому, и князю Андрею, и Тимохину, и Денисову, и безымянному солдату, и встретившемуся Пьеру. Глубокая связь с родиной, со всем русским, с армией была источником его силы как полководца, как исторического деятеля.
Патриотизм Кутузова также, как и патриотизм простых людей, лишен какой-бы то ни было внешней эффектности, хвастовства, что в изображении Толстого является одной из черт русского национального характера. Патриотизм Кутузова выражен в его глубокой уверенности в силе и мужественности солдат, в том, что враг может и непременно будет побежден. Эту уверенность он внушил каждому бойцу. Образ этого полководца дорог сердцу каждого русского человека.
Кутузов как представитель народной войны, как воплощение национальной стихии противостоит в романе Наполеону, наглому и жестокому завоевателю, действия которого не только не оправданы историей и потребностями французского народа, но и противоречат нравственному идеалу человечества.
Если Кутузов воплощает в себе народную мудрость, то Наполеон – выразитель ложной мудрости. Кутузов – представитель коллективного начала , воли народной. Кутузов умеет быть дипломатичным; он достаточно хитер и говорит «с изяществом выражений и интонаций», « с афактацией почтительности» подначальственного и нерассуждающего человека. Наполеон возглавляет армию, и , где бы он не появлялся, его встречают восторженными криками: «Но крики эти , сопутствующие ему везде, тяготили его и отвлекали от военной заботы, охватившей его с того времени, когда он присоединился к войску». Наполеон привык к тому, что присутствие его во всех концах мира, от Африки до «степей Московии», одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения. Говоря об Александре, Наполеон удивляется, зачем тот принял начальствование над войсками: «Война – мое ремесло, а его дело - царствовать, а не командовать войсками!» Кутузов, как и все старые люди, «мало спал по ночам. Он днем часто неожиданно задремывал; но ночью он, лежа неразутый на своей постели большею частью не спал и думал». Он понимает, что, действуя наступательно, русская армия может только проиграть: «Терпение и время – вот мои воины-богатыри». Кутузов знает: «Не надо срывать яблоко, пока оно зелено, оно само упадет, когда будет зрело. А сорвешь зелено – испортишь яблоко и дерево, и сам оскомину набьешь». Кутузов – олицетворение таинственных, но железных законов истории. Наполеон – дерзкий их разрушитель, «герой, презревший все», не признававший ничего, кроме своей воли. Наивно полагая собственную волю свободной, он противопоставляет свое «я» самой истории и тем обрекает себя на неминуемое крушение.
Однако, огромной заслугой Толстого является то, что в образе Наполеона он проницательно отметил те его качества, которые характеризуют его стремление завоевать весь мир. Со времени известия о выходе французских войск из Москвы и до конца кампании вся деятельность Кутузова заключалась только в том, чтобы властью, хитростью удерживать свои войска от бесполезных выступлений, маневров, столкновений с гибнущим врагом.
Наполеоновская армия внутренне разложена: «люди этой бывшей армии бежали со своими предводителями сами не зная куда, желая только одного: выпутаться лично как можно скорее из того безвыходного положения, которое, хотя и неясно, они сознавали».
Таким образом, в романе «Война и мир» проитвопоставлены две великих исторических личности, два великих полководца. И Толстой в этом противостоянии полностью поддерживал Кутузова.
Объяснение:
нализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Молитва"
Главная тема:
Обращение к Богу утешения и поиск защиты.
Основная мысль:
В молитвах душа человека находит успокоение,покаяние и искренняя вера приносит умиротворение душе,защиту от бед и от сомнений.
Проблематика стихотворения:
Философская лирика,столкновение душевных сил с реальным, суровым миром.Личные переживания поэта в трудное время ,смятение души и поиск успокоения.
Идея стихотворения:
Показать силу веры человека.Не каясь в грехах,и не прося о прощении,а за счёт простой молитвы человек находит в сердце настоящую веру,которая оберегает его и даёт успокоение.
Главные герои:
Лирический герой-сам автор.Стихотворение перекладывали на музыку и исполняли как романс.
Художественные средства выразительности:
Эпитеты:минута жизни трудная,молитву чудную,сила благодатная,непонятная, святая прелесть,живые слова.
Сравнения:с души как бремя скатится.
Метафоры:теснится в сердце грусть,дышит непонятная, святая прелесть в них.
Ассонанс-повторение гласных звуков,для придания мелодичности, замедлению и усилению динамики произведения.
Синтаксический параллелизм: И верится, и плачется, И так легко.
Динамика стихотворения:
Ритмичное, за счёт рифмы, стихотворение идёт по нарастающей,с замедленного темпа переходит вверх,на возвышенной ноте идёт подъём,которому высокопарный стиль лексики.Первое четверостишие распевное,замедленное при ассонанса, передаёт церковный стиль чтения молитв.Второе усиливает настроение,в третьем начинается душевный подъём.
Размер стихотворения:четырехстопный и трехстопный ямб,12-ти строфное стихотворение-три четверостишия.
Рифма:перекрёстная (1-3 ,2-4 строки рифмуются),попеременно мужская рифма(ударение на последний слог) и женская рифма(ударение на предпоследний слог).
ОТВЕТ НЕ МОИ