Вітаю тебе Джульєтто! Де ти зараз? Я чув, що самогубці не поптрапляють до Неба. Але я не вірю, що людина, яка кохала так самовіддано і щиро, як ти може потрапити в пекло. Не вірю. А Ромео з тобою? Я чув, що після смерті ми не можемо кохати, стаємо наче ангели. Але я не вірю, що ваші почуття з Ромео згасли у вічності. Всевишній мав би змилосердитися над вами і дарувати хоч якесь щастя після горювань на Землі. Ви ж терпіли всю свою долю. І хіба гріх ваш в тому, що кохали? Хіба ваш гріз в тому, що коханням примирили ворожнечу? Хіба ваш гріз в тому, що не в юному шаленстві поєднались, а таємний шлюб проти волі батьків уклали? Все робили за Законом і понад усе - ви кохали. Мало хто кохав на Землі так, як ви. І більш ніхто не кохатиме. Ви ладні віддати життя заради одного. Це чисте, високе почуття. Я захоплююсь вами і вірю, що щасливі в Небесах.
Что лучше – истина или сострадание? Однозначный ответ дать невозможно. "На дне" затрагивает и раскрывает перед читателями несколько проблем: лжи и правды, милосердного обмана и горькой истины. По моему мнению, все-таки лучше сострадание, ведь именно оно дает надежду на жизнь любому из персонажей пьесы «На дне» . Каждый из них: Сатин, Бубнов, Настя, Актер, Клещ оказались «на дне жизни» по своей вине. Человек сам выбирает свою судьбу, у него должна быть цель, мечта, для того, чтобы было к чему стремиться. Но у героев этого нет… Они не живут, а лишь существуют, проводят остаток своей жизни в темной, грязной ночлежке. Изо дня в день одно и тоже: темнота, пустота в душе, полное равнодушие ко всем и ко всему … Но так было до определенного момента . .
С появлением нового персонажа - Луки, казалось, что сейчас все наладится: люди выберутся из этой ямы собственными силами – их нужно лишь подтолкнуть. Именно Лука проявляет сострадание, дает надежды, утешает. Он, как никто другой, имеет влияние на этих низких людей. Находясь при смерти, Анна слушает старика, верит в его слова сострадания, они ей – женщина умирает с надеждой, что на другом свете у нее будет все хорошо: никаких страданий, никакой нищеты. Слова Луки не мимо Актера: человек, который потерял всякую надежду, вдруг понимает смысл жизни, что еще не все потеряно, можно еще все исправить и начать с чистого листа. Но, увы, этому не быть …
Как мгновенно ты приобретаешь надежду, точно так же быстро ты можешь ее потерять. Сострадание – это не просто слова, которые имеют воздействие пока ты их слышишь - это душевный переворот, постоянное желание к стремлению и переменам. Было бы ошибкой утверждать, что именно Лука виноват в смерти Актера, что именно слова сострадания сгубили человека. Он людям. Что, если бы он не утешал жителей «дна» , а наоборот, лишний раз показывал истину их жизни, то место, которое они занимают в обществе? Этим он ничего не изменил бы в лучшую сторону, лишь только подтолкнул на «крайний шаг» решения всех проблем – самоубийству.
Автор не приемлет наивную веру в чудо, но ведь именно чудесное мнится персонажам этой драмы, кому-то - в мраморной лечебнице, другим – в честном труде, третьим – в любовном счастье. Речи Луки потому и подействовали, что «упали по плодотворную почву взлелеянных иллюзий» . Персонажи произведения, конечно, прикоснулись к истине, но не изжили ощущение безысходности. Их круг существования замкнулся: от равнодушия – к недостижимой мечте, а от нее – к гибели и пустоте.
В истории российской литературы Брюсов навсегда остался открывателем новейших путей, «искателем смутного рая» , великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать все обилие человеческих страстей, все «сокровища» , заложенные в чувстве. Брюсовым создан собственный стиль – звучный, чеканный, красочный. Для него типично обилие форм, их неустанный поиск, рвение обнять в собственном творчестве все времена и страны. Брюсов ввел в русскую поэзию образ современного огромного города с его людскими толпами и огнями реклам. Брюсову постоянно была близка общественно-гражданская тема. Труд, творческие человека, подчиняющего собственной воле силы природы, - один из важнейших мотивов поэзии Брюсова. Для Брюсова характерна поэзия намеков.
Основная идея стиха, что поэт должен при любых обстоятельствах оставаться поэтом, то есть представлять "чистое искусство". Я изменял и многому и многим, Я покидал в час битвы знамена, Но день за днем твоим веленьям строгим Душа была верна.
В природе, в отношениях слюбимой, на смертном одре истинный поэто должен оставаться поэтом. Заслышав зов, ласкательный и властный, Я труд бросал, вставал с одра, больной, Я отрывал уста от ласки страстной, Чтоб снова быть с тобой.
В тиши полей, под нежный шепот нивы, Овеян тенью тучек золотых, Я каждый трепет, каждый вздох счастливый Вместить стремился в стих.
Во тьме желаний, в муке сладострастья, Вверяя жизнь безумью и судьбе, Я помнил, помнил, что вдыхаю счастье, Чтоб рассказать тебе!
Когда стояла смерть, в одежде черной, У ложа той, с кем слиты все мечты, Сквозь скорбь и ужас я ловил упорно Все миги, все черты.
Вітаю тебе Джульєтто! Де ти зараз? Я чув, що самогубці не поптрапляють до Неба. Але я не вірю, що людина, яка кохала так самовіддано і щиро, як ти може потрапити в пекло. Не вірю. А Ромео з тобою? Я чув, що після смерті ми не можемо кохати, стаємо наче ангели. Але я не вірю, що ваші почуття з Ромео згасли у вічності. Всевишній мав би змилосердитися над вами і дарувати хоч якесь щастя після горювань на Землі. Ви ж терпіли всю свою долю. І хіба гріх ваш в тому, що кохали? Хіба ваш гріз в тому, що коханням примирили ворожнечу? Хіба ваш гріз в тому, що не в юному шаленстві поєднались, а таємний шлюб проти волі батьків уклали? Все робили за Законом і понад усе - ви кохали. Мало хто кохав на Землі так, як ви. І більш ніхто не кохатиме. Ви ладні віддати життя заради одного. Це чисте, високе почуття. Я захоплююсь вами і вірю, що щасливі в Небесах.