ответ:
объяснение:
положение, когда что-то или кто-то нас "достал", в жизни не редкость. разозлиться можно на что угодно. собрались пройтись, но, как всегда, не вовремя пошёл дождь. неуклюжий прохожий наступил на ногу. "подрезали" при обгоне. приходится тратить время в очереди, а "как-нибудь договориться" не получается.
и когда задаёшь вопрос, а почему, собственно, злит, например, мама, звонящая каждый вечер и "капющая на мозги", то встречаешь, порой, наверное, тот же самый, а может, и более сильный гнев, чем тот, который предназначен маме. ведь это же само собой разумеется! "довели" человека, вот он и злится. чего дурацкие вопросы задавать!
не спорю, "выпустить пар" -- полезно. но, думаю, найдутся те, кто согласится, что лучше бы этот самый пар и вовсе не накапливался и не образовывался.
между тем, предложение взглянуть на ситуацию глазами "причины гнева", то есть человека, воле-неволей спровоцировавшего нашу реакцию, вызывает лёгкое удивление и неприятие. мол, чего тут думать! и так всё ясно: прохожий, разява, не смотрел под ноги, "подрезавший" водитель -- "отморозок", чиновник, не пожелавший "договариваться" -- дурак и трус и не понимает своего счастья, а мама "всю жизнь была такой, её так воспитали". отношение к разного рода неодушевлённым причинам объясняется "законом подлости" или чем-то подобным.
эти объяснения -- поверхностны. а иногда и просто не соответствуют действительности. ведь никакого закона подлости нет, а чиновник и водитель при более близком общении оказались бы вполне вменяемыми, а может, даже и хорошими людьми. даже мама оказывается вполне симпатичным человеком, если успокоиться и немного подумать.
ну ладно. как-то там всё, происходящее в мире, в конце концов объясняется. но, может быть, наша злость полезна в преодолении трудностей? ведь есть даже такое мнение, если не получается что-то, нужно разозолиться. а уж в случае посягательства на наши права и свободы, гневу точно нужно, кажется, дать "зелёную улицу". что же, не будем спорить, это метод! он стар, и возник ещё до появления человека. гнев, и правда, придаёт силы. у валентина пикуля, например, в его романе "битва железных канцлеров" стихией главного героя отто фон бисмарка был гнев. когда ему задали вопрос, как он провёл ночь, он ответил, что прекрасно. "почти не спал. до утра ненавидел."
и всё это хорошо, однако способ решения проблем, когда гнев выступает неким допингом, энергетическим напитком, чрезвычайно затратен, а область его применения узка. конечно, от прохожего и водителя можно потребовать сатисфакции, и, если повезёт, "улечься в тенёчке, удовлетворённо порыкивая", а если не впрочем, оставим это! уже с чиновником вероятность благоприятного нам исхода, на мой скромный взгляд, меньше половины. а с мамой этот вариант и вовсе не подходит. нет, мы, конечно, добьёмся, что "на мозги капать перестанут", но побочные эффекты нас вряд ли порадуют. и наверняка многие помнят, что после "отреагированного" гнева, когда возбуждение спадает, чувствуется усталость. думаю, если сделать этот подход к решению основным, то надолго нас не хватит.
но тут возникнет вопрос: при чём здесь основным или не основным? ведь рекция гнева, де, эволюционно обусловленна, естественна. доводилось так же слышать и читать, что существует некий круг ситуаций, когда её, просто-таки, не может не быть. то есть, единственное, что нам остаётся, это задавить её, а потом попытаться выплеснуть в безопасной для нас и окружающих форме. думаю, тут многие вспомнят этот милый обычай, принятый в ряде японских контор, когда в здании имеется комната с чучелом начальника, которое позволяется бить. или вот ещё: поехать на машине в близлежащий лесок, закрыть все форточки, и проораться в голос, благо, никто не слышит.
однако, реакция человека на ту или иную ситуацию зависит от восприятия оной. и человек тому или иному восприятию способен научиться. естественно, можно предположить, что с возрастом способность к обучению несколько снижается, но не пропадает. учиться можно по-разному. я не ставлю здесь рассмотрения методов обучения. но, так или иначе, не гневаться можно. не подавлять гнев, а именно совсем в конкретной ситуации его не испытывать.
также нужно рассмотреть вопрос, а не отказываемся ли мы отчего-то по-настоящему незаменимого? нет, не отказываемся. когда возможности психики человека были скромнее, он не умел осознавать на столь высоком уровне. его реакция на жизненную ситуацию была быстрой и во многом предсказуемой. но в процессе эволюции появилась возможность более тонкой классификации ситуаций. человек получил возможность анализировать действительность и осознанно вырабатывать те или иные способы реакции. и эти новые способы зачастую оказываются эффективнее. есть мнение, что даже в драке, где существует опасность для жизни, гнев не лучший .
и всё-таки, почему мы гневаемся? дело в том, что гнев -- всегда неприятие реальности. в его основе -- всегда требование к ней соответствовать неким стандартам. осознанно или нет, но оно существует.
снегурочка — героиня «весенней сказки» а.н. островского «снегурочка» (1873). действие пьесы происходит в «стране берендеев в время». мифопоэтический образ берендеева царства навеян устным народным творчеством. это — идиллическое царство мира и согласия. любовь — сердцевина жизни берендеев, форма их служения могучему языческому богу солнца — яриле. появление среди людей «холодной» с. вносит в их жизнь «ревность, брань, усобицу». в сердца людей проникает «остуда немалая». дочь весны и мороза, с.— всем чужая. она «не знает любви совсем». ее влекут «людские песни», страстные и печальные напевы любви. с. томится любопытством и удивляется силе этого чувства, заставляющего людей страдать и плакать. но «младенческая душа» с. спит, никто не может пробудить в ней «желание любви». еще не зная любви, с. узнает «мучительную ревность», зависть к чужому счастью. она чувствует себя «обманутой, обиженной, убитой», когда пастух лель с легкостью покидает ее ради горячей сердцем и полной жизни купавы. с. обращается к матери-весне с мольбой о «даре любви». подаренный весною волшебный венок пробуждает «дремоту души», открывает с. красоту мира, радость жизни. «гордый духом» мизгирь становится «избранником души» с. ее «холодное сердце», познав любовь, превращается в обыкновенное, живое, человеческое сердце, и с. гибнет со словами: «люблю и таю, таю от сладких чувств любви». ее «чудесная кончина» восстанавливает эпическое равновесие царства берендеев, как искупительная жертва, призванная умилостивить грозного ярилу. образ с. послужил прообразом героини оперы н.а.римского-корсакова «снегурочка» (1881). первая исполнительница роли с. — г.н.федотова (1873). среди других исполнительниц — в.ф.комиссаржевская (1900), м.п.лилина(1900).
В рассказе Бунина «Кавказ» есть тёмная страсть, обеими сторонами осознаваемая как преступная. Кажущееся совместное действие — бегство к морю — на самом деле нисколько не объединило их. Герои ни в чём не могут поддержать друг друга и поступки совершают от отчаяния одиночества, а не от радости чудесного открытия, что они теперь не одиноки, а представляют единое целое.
В рассказе Чехова «О любви» взаимное влечение нагнетается в героях много лет, будучи намертво сковано правилами общественного поведения. Даже не выдержав под конец и излив друг другу свою любовь, они не смогли перешагнуть через рамки закона и предпочли отказаться от любви, нанеся себе этим тяжёлую душевную рану. Тут герои действия просто испугались.
Только в рассказе А.И. Куприна можно увидеть радость совместного прохождения по жизни, радость совместной борьбы и заинтересованности в общем деле. Как раз поэтому «Куст сирени» больше других рассказов можно назвать рассказом о любви. Поэтому этот рассказ мне более интересен.