Сыновья тараса бульбы, остап и андрий, возвращаются после долгих лет обучения в киевской бурсе. при встрече тарас начинает насмехаться над одеждой сыновей. старшему сыну, остапу, не понравились насмешки отца, и он просит его прекратить смеяться. тарас и остап начинают драться. их шутливую потасовку прерывает мать. она обнимает своих детей. тарасу не понравилось нежное отношение сыновей к матери. по его мнению, истинному казаку нужны только чистое поле и добрый конь. он решает, что через неделю остап и андрий должны будут отправиться в запорожскую сечь, чтобы набраться казацкой науке. мать расстраивается, что сыновья так мало времени проведут дома рядом с ней. по случаю приезда сыновей, тарас созывает своих самых близких сослуживцев на дружескую пирушку. он представляет им остапа и андрия. тарас расспрашивает сыновей об их учебе в киеве. выпив горилки, тарас решает «тряхнуть стариной» и вместе с сыновьями ехать в запорожскую сечь уже завтра. жена тараса давно привыкла к сумасбродству мужа, вот только такое скорое расставание с детьми печалит ее до слез. всю ночь, не смыкая глаз ни на минуту, она сидит у постелей сыновей, таким образом прощаясь с ними перед неминуемой разлукой. нелегка была ее женская судьба. она терпела оскорбления и даже иногда побои, состарилась без любви и ласки. вся ее нерастраченная любовь обратилась на сыновей. но и их завтра муж увезет в сечь, и может так статься, что больше она их и не увидит. тарас был страшно . только в 15 веке в выжженном опустошенном набегами татар и турок южном крае мог зародиться такой характер. по соседству с грозными и опасными соседями зародился казацкий дух. казачество можно считать самым необыкновенным явлением силы. на месте разрозненных мелких городков и наделов возникли грозные курении и селения казаков, связанные ненавистью к не христианам польские власти быстро поняли значение такого соседства и всячески поощряли и льстили казаком многие представители дворянства поддались польскому влиянию. они перенимали польские обычаи и любовь к роскоши. тарасу бульбе это не нравилось. ему была по сердцу простая жизнь казаков он даже перессорился со своими товарищами, которые склонились на польскую сторону. он называл их панскими холопами. бульба искренне считал себя законным защитником православия если в каком-то селении жаловались на притеснения арендаторов-жидов, глумились над православием, не уважали старшин, тарас со своими казаками наводил порядок в этом селении. против турок и татар, он считал позволительным поднять и оружие. сейчас он тешил себя мыслью, как явится в сечь и похвастается своими сыновьями, какими добрыми и справными казаками он их вырастил и воспитал. а утром бульба, проснувшись рано, начал готовится к отъезду. бывшие бурсаки переоделись в шаровары и казакины. посидев перед дорогой, тарас просит мать благословить сыновей. когда же они тронулись в дорогу, мать как бы обезумев от горя, кинулась обнимать то остапа, то андрия. ее увели в хату слуги, а сыновья с трудом смогли удержать слезы. тарас тоже был смущен, но не показывал свое состояние сыновьям.
Последняя, немая сцена в комедии «Ревизор» была очень важна для самого Гоголя. Он уделял ей очень много внимания и считал ее ключевой в понимании общего смысла комедии. Герои остаются на сцене в застывшем состоянии очень долго – «почти полторы минуты» , что позволяет зрителю хорошенько рассмотреть всех по отдельности, а также получить общее впечатление от ситуации. Автор этой сценой хочет раскрыть перед зрителем каждого героя, ведь именно в момент бездействия можно увидеть сущность каждого из них. Сквозь череду различных событий происходящих в пьесе не всегда можно уловить индивидуальные черты присущие героям. А немая сцена как раз и оставляет зрителя наедине с каждым героем. В финале комедии на сцене оказываются все герои, действовавшие ранее, за исключением Хлестакова. Все собираются, чтобы произнести поздравления в адрес семьи городничего, после чего удары судьбы начинают сыпаться на них один за другим. Сначала на сцене появляется почтмейстер, который приносит весть, поразившую всех. После прочтения письма наступает период всеобщего возмущения и негодования, который неожиданно обрывается сообщением о приезде настоящего ревизора. «Произнесенные слова поражают всех как громом, …вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении» . Эта ремарка, относящаяся к немой сцене, позволяет многое понять из авторского замысла. Во-первых, выражение «как громом» , на мой взгляд, создает впечатление высшего, божественного наказания. То, что Гоголь хотел создать у зрителя комедии впечатление окаменения, также представляет интерес. Это не только позволяет читателю и зрителю наблюдать первую реакцию героев, но и заставляет задуматься об «окаменении» душ людей, о фальшивости их чувств. Если обратить внимание на те позы, в которых застывают герои комедии, сразу бросается в глаза их неестественность и комичность. Причем, несмотря на это, все позы как нельзя лучше выражают настроение героев, их поведение в течение всей пьесы. Очень большое значение для пьесы имеют позы городничего и его смысл. Лука Лукич, «потерявшийся самым невинным образом» , точно так же «терялся» во время общения с остальными героями, особенно с Хлестаковым. Почтмейстер, который постоянно боится высказывать собственное мнение и за все время задает больше вопросов, нежели утверждает, в итоге пьесы просто превращается «в вопросительный знак» . «Услужливый и суетливый» Земляника, которого Гоголь в самом начале пьесы характеризует как проныру и плута, как бы прислушивается к чему-то, словно хочет найти лазейку, чтобы в очередной раз как-нибудь избежать неприятности. Помимо этого, в немой сцене участвуют еще и другие герои – Коробкин, три дамы, гостьи, открыто выражающие здесь свою насмешку над чужим комичным положением, тогда как в течение всей пьесы они его тщательно скрывали. Таким образом, немая сцена является, наверное, самой правдивой сценой во всей комедии. Она олицетворяет эмоциональную зависимость героев и тем самым подсказывает зрителю идею произведения. Герои не имеют возможности ничего говорить, более того, они не двигаются, вынужденные застыть в момент их первой реакции. Таким образом, будучи не в состоянии лгать, они поневоле выглядят правдиво.