«Муравейное братство было открыто нам, но главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна была написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги на краю оврага старого заказа» (Л.Н. Толстой. «Воспоминания»).
Детское межрегиональное общественное движение «Муравейное братство» было создано в 1999 году и с тех пор успешно работает, находясь под покровительством музея-усадьбы «Ясная Поляна». Это движение непременно возникло бы именно в Ясной Поляне, раньше или позже, поскольку его появление было предопределено личностью Л.Н.Толстого, его творческим и педагогическим наследием, а также притягательностью усадьбы, являющейся сейчас культурным и образовательным центром.
Само название движения было подсказано Толстым. История о «муравейных братьях» и «зеленой палочке» – сильное и важное воспоминание из времен детства писателя. Уже в зрелом возрасте он пишет: «Самые счастливые годы – детские», а детский возраст – это «первообраз гармонии правды, красоты и добра». Высокую миссию учителя, воспитателя он видел в сохранении этой гармонии и оказании ребенку в самосовершенствовании, а базовую задачу образования – в выработке у учащихся нравственного отношения к жизни.
Высшим моральным законом, противостоящим закону насилия, Толстой считает любовь. Этическая сторона любви проявляется в конкретной деятельности добра: «Любить вообще значит делать доброе. Так мы все понимаем и не можем иначе понимать любовь. И любовь не есть только слово, но есть деятельность, направленная на благо других». Вот такой деятельностью и занимаются участники движения «Муравейное братство», реализуя на практике идеи толстовской педагогики. Направления работы разнообразны: воспитательно-образовательное, культурологическое, экологическое, патриотическое и др.
Главная цель движения – оказание содействия детским учреждениям в развитии и становлении поколения XXI века. Задача же состоит в том, чтобы, используя богатый потенциал наследия Л. Н. Толстого формировать у детей ценностное отношение к человеку и природе, стимулировать их духовное развитие и стремление к нравственным идеалам.
Структура движения проста. Ясная Поляна выполняет функции идейного центра, объединяющего всех. Здесь находится постоянно действующий руководящий орган движения – Центральный совет, который организует работу на местах. Расширяется география движения путем образования отделений и представительств, которые на данном этапе охватывают 10 городов и регионов России (Тула, Самара, Воронеж, Рязань, Липецк, Екатеринбург, Уфа, Пенза, Астрахань, Татарстан). Число участников постоянно растет, поскольку местные отделения увеличиваются за счет новичков, присоединяющихся к идеалам «Муравейного братства».
Подводя итог своих жизненных исканий, Толстой выразил мысль, ставшую нашим программным определением:
«Идеал муравейных братьев, льнущих любовно друг к другу, только не под двумя креслами, завешанных платками, а под всем небесным сводом всех людей мира, остался для меня тот же. И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает» (Л.Н. Толстой. «Воспоминания»).
В произведении Гоголя можно разглядеть, как хорошие, так и дурные стороны в России. Мёртвыми же душами автор позиционирует ни покойников, а чиновников и обывателей, чья душа затвердела от чёрствости и безразличия к другим.
Одним из главных героев поэмы был Чичиков, который посетил пять помещичьих усадеб. И в этой череде поездок Чичиков делает для себя вывод, что каждый из помещиков, обладатель скверной и запачканной души. В начале может показаться, что Манилов, Собакевич, Ноздрев, Коробочка совершенно разные, но всё-таки их связывает обыкновенная никчёмность, которая и отражает весь помещичий устой в России.
Сам же автор является в этом произведении подобно пророку, которой описывает эти страшные события в жизни Руси, а после вырисовывает выход пусть к далёкому, но светлому будущему. Сама суть человеческой неприглядности в поэме описывается, в тот момент, когда помещики рассуждают как ими быть с «мёртвыми душами», совершить обмен или выгодную продажу, а может и вовсе кому-то подарить.
И несмотря на то, что автор описывает достаточно бурную и активную жизнь города, по своей сути это всего на всего пустая суета. Самое страшное, что мёртвая душа это обыденное явление. Также Гоголь объединяет во едино всех чиновников города, в одно безликое лицо, которое отличается только наличием на нём бородавок.
Так со слов Соба-кевича, можно увидеть, что все вокруг мошенники, христопродавцы, что каждый из них ублажает и покрывает другого, ради собственной выгоды и благополучия. И над всем этим смрадом возвысилась чистая и светлая Русь, которая как надеяться автор обязательно возродиться.
Живые души по мнению Гоголя есть исключительно у народа. Который под всем этим прессом крепостного право, сохранил живую русскую душу. А живёт она в слове народа, в его деле, в остром уме. В лирическом отступлении автор создал тот самый образ идеальной Руси и его богатырского народа.
Сам же Гоголь не знает, какой путь выберет Русь, но он надеяться, что в нём не будет таких персонажей, как Плюшкин, Собакевич, Ноздрев, Коробочка. И только с пониманием и прозрением, всей этой без духовности русский народ может встать с колен, воссоздав идеальный духовный и чистый мир.