Шығармадағы көркемдік тәсілдерді анықтап, автордың көріктеуіш құралдарды қолданудағы мақсатын көрсет. Шығамын тірі болсам адам болып, Жүрмеймін бұл жиһанда жаман болып, Жатқаным көрде тыныш жақсы емес пе, Жүргенше өмір сүріп, надан болып Мен балаң жарық күнде сәуле қуған, Алуға күнді барып белдi буган. Жұлдыз болып көрмеймін елдің бетін, Болмасам толғанайдай балкып туған. Бұл сөзім асып айтқан асылық емес, Ойында оты барлар асылық демес. Тебем деп тірі болсам надандықты, Серт етіп, өз-өзіме еткем erec. Көркемдік құрал Қолданылу мақсаты
В первой и второй главах автор знакомит нас с главными героями своего произведения. Он описывает их как старых своих знакомых, останавливаясь лишь на небольших, но интересных деталях их биографии. Мы узнаем, что Сережа - сирота, гимнаст в их бродячей трупе. Дедушка сам стар, работает не менее сорока лет в своей профессии. Описания природы неспешны, места знакомы автору и любимы. Дедушка Лодыжкин исходил их вдоль и поперек, знает обычаи и характер дачников. Сережа безхитростно любуется южной природой. Описания сопровождаются его восторженными криками и спокойными короткими ответами деда. Автор показывает нам, что каждый день героев похож на предыдущий, их заботят лишь насущные проблемы: стол, ночлег, отдых. Жизнь их проста и размеренна. Ничего не предвещает беды, которая вторглась в их маленький мир, угрожая разлукой и проблемами с законом. Портрет трупы получился светлым, бесхитростным, вызывающим ноту сожаления по поводу бродячей жизни героев. Тем ярче был переход к кульминации рассказа. Мы увидели, как легко разрушить мир простого человека. Но мы не увидели смирения перед неправотой "господ". Мальчик, осознав бес деда как физическую, так и перед законом бросился на выручку четвероногого друга. Мы видим противопоставление двух миров: мира "господ", где спокойствие покупается за деньги, и мира простых людей, где даже собака достойна зваться братом, и быть
Рассказ Куприна нельзя считать повествованием о собаке. Это прежде всего разговор о человеческих отношениях, о вечных истинах: что такое добро, что зло, нравственное и социальное.
Почему же рассказ назван «Белый пудель» ? Видимо оттого, что как раз с БЕЛЫМ ПУДЕЛЕМ АРТО связаны самые важные события рассказа. . В центре внимания эпизоды, в которых решается судьба собаки: безобразный каприз избалованного Трилли, бессердечную торговлю богатых обитателей дачи и дворника с дедушкой Лодыжкиным, преступную кражу Арто, рискованное пуделя Серёжей. Именно в этих эпизодах происходит столкновение героев рассказа – бедных и богатых, сытых и голодных, - живущих по разным социальным и нравственным законам.
Отношение к белому пуделю позволяет высветить характеры, достоинства и недостатки героев произведения: неподкупность Лодыжкина, безнравственность обитателей дачи, смелость Серёжи, лакейскую преданность и преступность дворника.
ВЫВОДЫ: ко всему рассказу.
Главные герои обижены судьбой, их объединила жизнь и повела нелёгкими дорогами бродячих цирковых артистов. Но они достойны не только сочувствия. Гордым человеком, честным тружеником запоминается дедушка Лодыжкин, отказавшийся от стёртого гривенника скупой барыни. Благородным и верным другом предстаёт он в «поединке» с богатыми обитателями дачи и их дворником. У него нет паспорта, он потерял с паспортом и соё настоящее имя, но сохранил человеческое достоинство, доброту и трогательно заботиться о других, более слабых и беззащитных: мальчике-сироте, собаке. Полунищий старик уверен, что «не всё продаётся, что покупается» . Старик совершает благородный поступок: отказывается продать друга-пуделя за триста рублей – целое состояние, которое позволило бы открыть бакалейную лавку. Этот поступок подчёркивает безнравственность миллионеров Обольяниновых, готовых выложить за каприз своего отпрыска любую сумму, а если деньги не то спровоцировать преступление – воровство.
Кража Арто – страшный удар для Лодыжкина. Жизнь впроголодь, пыльные дороги, оскорбления и унижения, потеря Арто – всё это подкосило старого человека. Он стал жалким и бес в своём горе, отчаяние достигло предела. Дедушка Лодыжкин жалобно воет, зовя Арто, говорит с Серёжей упавшим голосом, еле слышно, и в итоге шепчет слова испуганно, бес всхлипывая. «Ничего мы тут не сделаем» , -твердит он, потеряв последнюю веру в справедливость.
Трудная жизнь скитальца уготована Серёже. До семи лет он находился у забулдыги-сапожника, пока не стал актёром бродячей труппы. Встреча с добрым, заботливым Лодыжкиным позволила мальчику научиться честно зарабатывать хлеб, к 12 годам он уже владел приёмами заправского акробата.
В дедушкиных мечтах он становится артистом лучшего цирка. О будущем мальчика можно только догадываться. Но экстремальная ситуация – кража пуделя – проявляет уже сформировавшиеся лучшие качества Сергея: верность дружбе, умение поддержать и успокоить в трудную минуту близкого человека, не растеряться и принять важное решение самому преодолеть страх, пойти на риск ради достижения благой Цели .
Тем ярче был переход к кульминации рассказа. Мы увидели, как легко разрушить мир простого человека. Но мы не увидели смирения перед неправотой "господ". Мальчик, осознав бес деда как физическую, так и перед законом бросился на выручку четвероногого друга. Мы видим противопоставление двух миров: мира "господ", где спокойствие покупается за деньги, и мира простых людей, где даже собака достойна зваться братом, и быть