Мальчик остался один — вокруг него образовывалась пустота. И это стало толчком к сближению с разными случайными людьми, он покатился вниз. Сначала Сережа попал в общество мелких уголовников — Юрка, лупоносый артист (Юрка несколько раз обманывает Сережку с покупкой фотоаппарата, мороженым... по вечерам спаивает его по заданию лупоносого «братца» Шаляпина).Затем внезапно появляется мнимый «дядя» (якобы брат Сережкиной мачехи), с виду добродушный толстяк (на самом деле вражеский шпион), и Яков. «Дядя» увозит мальчика в Киев, при этом по дороге они грабят какого-то мужчину. Приехав в Киев, дядя целыми днями пропадает неизвестно где. Серёжа частенько слышит странные запахи, находит странную бумагу и т.д. Одним словом, — «дядя» что-то скрывает. Он обещает отвезти Сережу в Одессу, в мичманскую школу (поинтересовавшись, Сережа узнает, что такой нет вообще!), но сам планирует провернуть свои дела и убить мальчишку.Не менее подозрителен и Яков — уродливый старик-орденоносец, злой и жадный каналья, ненавидящий Сережу. Притворяясь героем, он удачно совершает махинации, грабит людей, но полностью подчиняется шпиону-дяде.Дядя знакомит Сережу со Славкой и дает своему подопечному задание — подробно разузнать о Славкином отце-инженере. Вскоре Славкиного отца ранят в лесу неизвестные.Мальчик в итоге догадался кто они такие и, желая помешать им скрыться, стреляет в них из найденного пистолета. В финале до что реально случалось крайне редко) из заключения возвращается отец.
Уже по названию рассказа понятно, что в тексте будут сравниваться два героя, и не просто сравниваться, а противопоставляться. Такой прием в художественном произведении называется антитезой. Антитеза строится на сопоставлении контрастных или противоположных образов, понятий, ситуаций или других элементов в художественном произведении. Можно сказать, что весь рассказ Чехова построен на антитезе. На этом приеме построено описание главных героев. В рассказе Порфирий и Михаил противопоставляются друг другу по следующим признакам. Во-первых контрастна сама ситуация их появления в тексте: первый выходит из вагона, а второй из ресторана. Обед первого был очень скромен (ветчина и кофе с гущей), а второго — обильный и богатый (губы лоснились от масла). Материальное положение у них также различно. Михаил не испытывает нужды и затруднений, а Порфирий беден. Он вынужден «приватно» делать портсигары, чтобы обеспечить семью. Жена его тоже работает, дает уроки музыки. То есть их семья перебивается кое- как. Должностное положение у них тоже, можно сказать, контрастно. Михаил занимает одну из самых высоких ступеней. Он — тайный советник. Порфирий — одну из низких. Он всего лишь коллежский асессор. Толстый имеет солидные и видные награды: две звезды. У тонкого всего лишь орден Станислава, награда, которая значительно ниже звезд толстого. Таким образом мы видим, что перед нами разные по материальному уровню и по социальному положению люди. Но, сравнивая своих героев, автор идет дальше. Он показывает нам и разный их характер и поведение. Через гимназические прозвища друзей читателю ясно, что Михаил с детства любил быть на виду, с детства мечтал прославиться, пусть даже не великими делами. Не случайно же его звали Геростратом. А Порфирий привык прятаться за спинами других, ябедничать, привык не сам что-то делать, а выставляться за счет несчастья других. Поведение героев при встрече также разное. Толстый искренне рад встрече с другом детства. Поведение тонкого и его семьи прямо противоположно в начале и в конце рассказа. Сначала, еще не зная должности толстого, он тоже рад встрече, наперебой и много рассказывает ему о себе. Но как только ему стало известно, что перед ним лицо высокого чина, речь его из плавной и быстрой стала прерывистой и запинающейся. В ней появились слова деловых обращений. Сам тонкий сгорбился, стал вести себя услужливо-официально. Поведение его сына тоже изменилось. При встрече Нафанаил «немного подумал», а потом только снял головной убор. Когда же стало ясно, что перед ним начальник, он «шаркнул ногой и уронил фуражку».