а. с. пушкин часто размышлял о роли случая в жизни человека. от чего зависит человеческая судьба? насколько предопределены события? может ли человек сам менять свою жизнь? эти вопросы пушкин ставил во многих своих произведениях, одним из которых является повесть «метель» .
герои повести – мечтательная провинциальная барышня марья гавриловна и бедный прапорщик владимирлюбят друг в друга. но так как их родители против их отношений, молодые люди решили, что нужно бежать и в тайне от всех обвенчаться. все было уже подготовлено, но тут и вмешалась судьба в образе метели: замела дороги, закружила жениха в поле, а вместо него в церковь совершенно другого человека, проезжего незнакомца, который и стал мужем бедной девушки.
метель здесь является олицетворением злых сил, вмешавшихся в человеческую жизнь. и вмешательство это весьма трагично. владимир погиб на войне. марья гавриловна не может выйти замуж, так как у нее есть муж, которого она даже не знает. офицер, который вначале считал все веселой шуткой, понимает, как опасно бывает шутить с судьбой, ведь он связан пожизненными узами с незнакомым ему человеком.
судьба вмешалась в жизнь героев еще раз. она познакомила марью гавриловну с бурминым. они полюбили друг друга, но считали, что счастье для них невозможно. и лишь открывшись, рассказав о том, что случилось когда-то давно, они узнали, что это они и были героями той .
так чем же все-таки является метель? олицетворением зла, разрушившего счастье героев, или добра, соединившего любящие сердца, пусть и через много лет? скорее всего, это просто судьба, которая вершит человеческие дела и держит в своих руках нашу жизнь.
подробнее - на -
нора — героиня пьесы х. ибсена «кукольный дом» (1879), молодая женщина, жена адвоката торвальда хельмера, мать троих детей. завязка драмы происходит как бы в двух временных планах, в которых н. живет. с одной стороны, она всегда помнит о своем давнем подвиге-проступке (подделке подписи умершего отца для спасения тяжело больного мужа). с другой стороны, н. поглощена нехитрыми, но вполне реальными заботами о доме и семье, о благополучном и комфортном существовании. художественная сила образа состоит в том, что, оказавшись в ситуации «социальной героини», н. решительно не вписывается в это амплуа. по видимости н.— заботливо опекаемое мужчинами (сначала отцом, потом мужем), нежное, женственное существо, не только кокетливое, но иногда и по-женски коварное. она, например, не лишает себя удовольствия подразнивать влюбленного в нее доктора ранка. но особенность н. как героини в том, что в отличие, скажем, от гедды габаер она прямо на глазах у зрителя меняется и раскрывается с неожиданной стороны.
торвальд – это адвокат, муж норы и отец троих детей. первое, что выделилось в моих глазах, это самоуверенность героя: он всех поучает: с удовольствием «воспитывает» нору, берет на себя право обвинять крогстада. у него есть свои представления о семейной жизни, которые он и требует в своем «кукольном доме». его жена должна была, создавать уют в доме и развлекать гостей. торвальд относится к своей жене, как к красивой вещи, а не как к человеку, имеющему свои чувства.
когда он узнает о долге, то разочаровывается в жене, несмотря на тот факт, что она сделала это, чтобы ему . главное для него репутация и карьера, герой забывает даже о своей любимой жене. торвальд эгоистичный, мелочный человек, заботившийся только о себе.
ранк - он богатый друг семьи, который тайно влюблен в нору и готов ради нее на все. ранк флиртует с ней, показывая тем самым свои чувства. доктор ранк – это тот герой пьесы, который смирился со своей судьбой. он знает, что умирает от наследственного сифилиса, но он достойно это принимает и продолжает вести себя человечно, являясь примером настоящего самоотречения в любви. доктора ранка заканчивается трагически - хельмеры получают от него по почте открытку с черным крестом - крест означает, что доктор заперся у себя дома и никого больше не принимает: там он и умрет, не пугая друзей своим видом.
крогстад – это поверенный, у которого нора одолжила деньги. он на протяжении пьесы шантажирует ее для того, чтобы удержаться на должности.
все герои пьесы многогранны и неоднозначны. каждый по мере развития пьесы раскрывает свою истинную суть. не все так, как выглядит, и в конце пьесы женщина берет свою судьбу в свои собственные руки и отправляется на поиски своего истинного «я» . ибсену пришлось выслушать много критики за то, что он осмелился пойти против норм общества, однако именно этому его пьеса опередила свое время и популярна и по сей день. нора и другие герои пьесы показывают, насколько трудными для понимания могут быть человеческие чувства, желания и отношения.