Изображая путешествия Маленького принца по разным планетам, Сент-Экзюпери демонстрирует нам ложные смыслы жизни. Он показывает нам порочных людей, не выдержавших искушений властью, славой, богатством. Они лишены веры, истины, знаний. Судьбы их печальны, но никто из них не взывает о не видит в Маленьком принце доброго посланника судьбы А теперь расскажите о посещении мальчиком планеты Земля.- Похож ли летчик на ранее встреченных героев? (нет, он общителен, добр, бескорыстен, заботлив);- Какую истину, забытую людьми, напоминает Лис Маленькому принцу? («Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил, ты в ответе за свою розу». Чтение диалога Лиса и Маленького принца по ролям. Глава 21);- Как вы понимаете слово «приручить»? К нам это относится? Почему мы взяли эти слова в качестве эпиграфа к уроку?;- Почему Маленький принц почувствовал себя очень-очень несчастным, когда увидел сад, полный роз? (Он чувствует себя обманутым и обедневшим, он верил, что его Роза – единственная, а в одном только этом саду пять тысяч таких же красавиц. Но Маленький принц понимает, что его Роза неповторима: «Вы ничуть не похожи на мою Розу. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким прежде был мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он – единственный во всем свете. Мне моя Роза дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее загораживал ширмою, оберегая от ветра… Она моя»).В этом главный урок науки любви. Любовь – труд. Дорогим становится тот, о ком заботимся, кому отдаем душу, кого приручили.- Почему Маленький принц возвращается на свою планету? (Потому что он приручил свою розу, он в ответе за нее).С темой любви смыкается тема подвига, тема ответственности. На что решается принц, ради того, чтобы улететь на свою планету? (Он должен умереть на Земле, освободившись от груза своего тела. Маленькому принцу больно и страшно, но он идет на это, обращаясь за к мудрой змее, у которой «хороший яд»).Прочитаем конец XXVI главы – сцену прощания с взрослым человеком. «Напрасно ты идешь со мной. Тебе будет больно на меня смотреть, тебе покажется, будто я умираю, но это неправда».- Как характеризует эта сцена летчика и Маленького принца? они приручили друг друга.- В финале сказки автор обращается к нам: «Вам, кто тоже полюбил Маленького принца, как и мне, это совсем – совсем не все равно: весь мир становится для нас иным оттого, что где-то в безвестном уголке Вселенной барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел незнакомую нам розу.Взгляните на небо. И спросите себя, жива ли та Роза или ее уже нет? Вдруг барашек ее съел? И вы увидите – все станет по-другому…И никогда ни один взрослый не поймет, как это важно!»- Давайте поразмышляем над этими словами.- Ребята, как вы считаете, почему автор так желает, чтобы Маленький принц вернулся на Землю? (Чтобы взрослые наконец-то поняли то, что понимают дети. Чтобы люди посмотрели на себя и на свои поступки глазами чистого, искреннего, доброго друга, стали лучше и совершеннее);- Как вы думаете, вернется ли к нам мальчик с золотыми волосами? (размышления ребят).Подведение итогов урока:- Какие же самые заветные мысли выразил Сент-Экзюпери в своем произведении? (Быть в ответе за тех, кого приручили.Дружба и любовь – это труд. Дорогим становится тот, о ком заботимся, кому отдаем душу.Жить для других. Любить ближнего. Быть верным, не терять веру в себя.Стремиться к истине. Беречь свою планету. Искоренять зло (выпалывать баобабы)).
Очень душевный момент - лежит раненый Тёркин на снегу. И подкрадывается Смерть. Начинает Смерть говорить с Тёркиным, соблазнаять его, дескать умри и получишь избавление. Сначала Вася не сдаётся. Но потом всё-так соглашается, потому рана болит неимоверно, и силы на исходе. Почти заключён договор, вот уж почти Смерть забарать воина... Но тут Тёркин говорит, что есть условие - пусть Смерть даст ему возможность хотя бы на пять минут побывать тут, на Земле, когда советские люди победят... Смерть отказывает. И тогда Тёркин из последних сил решает выжитьИ он побеждает подлую, коварну Смерть!
Объяснение:
Юмор и сатира в произведениях Фонвизина, Салтыкова - Щедрина, Зощенко
История мировой литературы свидетельствует о том, что смех, а с ним и сатира, юмор особенно бурно расцветают в такие периоды, когда отживающая общественная формация и ее герои становятся анахронизмом, безобразием, комедийно- вопиющим противоречием общенародным идеалам передовых сил общества. Сатирические жанры всегда были неотъемлемой частью фольклора. Русская сатирическая литература восходит к творчеству Антиоха Кантемира, Новикова, Фонвизина, Крылова, Грибоедова, Гоголя. Сатира и юмор — это острая критика в художественной форме недостатков, пороков, которые стали нормой.
В XIX веке, в эпоху расцвета искусства критического реализма и господства жанра романа в литературе, сатира перестает сводиться только к отрицанию, она обрастает новыми художественными смыслами, осложняющими идейный состав произведения. В произведениях Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова- Щедрина, Ф.М. Достоевского сатира не менее двойственна: смеясь, она в то же время скрывает «невидимые миру слезы». Посмеявшись, читатель как бы переходит от конкретных впечатлений к итоговому размышлению: частное предстает перед ним как часть общего, и тогда в сатире обнаруживается трагическое, ощущение надлома в законах самого бытия. Сатира как бы пародирует жизненный объект. Среди основных функций юмора можно указать стремление развлечь себя и собеседника (например, в юмористических рассказах А.П. Чехова), а также стремление к самоутверждению (например, юмористические рассказы М. Зощенко). Самоутверждение путем осмеивания окружающего становится оправданной необходимостью в некоторых особых условиях общественной жизни, например, в условиях советского тоталитаризма. «Юмор — это убежище, в которое прячутся умные люди от мрачности и грязи», — писал А. Вампилов в записных книжках. «Новая острота обладает таким же действием, как событие, к которому проявляют величайший интерес; она передается от одного к другому, как только что полученное известие о победе». Итак, шутка — это и замечательный учитель словесности, и забавный собеседник, и великий утешитель-психотерапевт. С этими функциями связана еще одна важная функция языковой шутки, которую можно назвать маскировочной. Шутка позволяет обойти цензуру культуры и выразить те смыслы, которые (по разным причинам) находятся под запретом. Более подробно остановимся на отдельных сатирических приемах, которые используются писателями в художественных произведениях.