Главные герои рассказа – взрослый серьезный мужчина, рассказчик, и его маленькая племянница по имени Лида. В характере взрослого героя преобладают рациональность и прагматичность. А в характере маленькой Лиды - любопытство и стремление к познанию.
просидевших всю жизнь в регистратуре генералов можно было и не отправлять на необитаемый остров, достаточно было завести их в поле или в лес, оставив одних, как в сказках, можно было и отменить крепостное право, как в жизни. конечно, сказка -- ложь, преувеличивает писатель, и не было настолько глупых и неприспособленных к жизни генералов, но в любой сказке есть намек. намекает автор и на безвольность и зависимость мужика, и на ''генерало'', которые бы умерли от голода и холода, если бы рядом не оказался мужик. в сказке много условностей, фантастики: гротескно само попадание генералов на необитаемый остров ''по щучьему велению, по моему хотению'', там же кстати обнаружился и мужик. многое преувеличивается, гиперболизируется: полная генералов, незнание того, как сориентироваться относительно частей света и т.д. использует автор сказки и гротеск: неправдоподобия доведены до абсурда, следовательно, это гротеск, а гротеск -- разновидность комического: огромные размеры мужика, съеденный орден, суп, сваренный в ладонях, сплетенная веревочка, не мужику сбежать. сами сказочные элементы, используемые автором, -- уже сатира на общество того времени. необитаемый остров -- реальная жизнь, которой генералы не знают. мужик, исполняющий все желания, -- скатерть-самобранка и ковер -- самолет в одном лице. салтыков--щедрин издевается над генералами, которые родились и состарились в регистратуре, над регистратурой как общественным учреждением, которую '' за ненадобностью'' и над мужиком, который сам себе веревочку сплел, сам и счастлив, что ''его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом не гнушалися! ''. и генералы, и мужик с подьяческой, но какие разные они в питере и на острове: на необитаемом острове мужик необходим, значимость его огромна, а в питере ''висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше, словно муха, ходит'', маленький, незаметный. генералы же на острове бессильны, как дети, а в питере всемогущи (на уровне регистратуры) . салтыков--щедрин от души посмеялся над всеми, над теми, кого он называл ''детьми изрядного возраста'', так как взрослым иногда заново нужно объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, где граница между добром и злом.
Поэма м. ю. лермонтова «песня про купца калашникова» проникнута духом протеста. обращение к прошлому было обусловлено недовольством поэта окружающей действительностью, поисками в минувших веках людей с сильным характером и крепкой волей. в «песне…» рассказывается о любимом опричнике ивана грозного, который полюбил алену дмитревну — жену удалого купца степана парамоновича калашникова, и своими притязаниями бросил тень на честное имя женщины и ее семьи. в этом произведении автор столкнул две силы — народную правду и самодержавное своеволие, честь и бесчестие. народная правда воплотилась в образе простого человека — купца калашникова. это национальный характер — цельный, героический. это человек правды, достоинства и чести. верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев, степан парамонович — замечательно воссозданный образ человека xvi века. согласно традициям старины, он строг со своей женой. жена его, алена дмитревна, покорна воле , полна любви к нему, она видит в нем своего защитника и верного друга. в духе старины и поединок с обидчиком. для калашникова борьба за честь мужа и опозоренной жены — одновременно борьба и за правду вообще. скромный купец отстаивает человеческое достоинство, право простого человека не подчиняться притязаниям знатного опричника и царского любимца. степан парамонович просит своих братьев выйти на поединок с опричником, если сам он погибнет в бою. * опозорил семью нашу честную * злой опричник царский кирибеевич; * а такой обиды не стерпеть душе * да не вынести сердцу молодецкому. «на москве-реке при самом царе» собирается он «выйти на опричника», в кулачном бою «насмерть биться, до последних сил… за святую правду-матушку». рано утром собрались «удалые бойцы московские» на берегу москвы-реки на кулачный бой, «разгуляться для праздника, потешиться». царь приехал с дружиной, с боярами и опричниками, «оцепили место в двадцать пять сажень, для охотницкого бою, одиночного». и состоялся бой между молодым царским опричником и «удалым купцом калашниковым», в котором купец побеждает бесчестного врага. отстаивая правду, честь и «закон господний», степан убил кирибеевича и с дерзкой смелостью заявил царю: * я убил его вольной волею, * а за что, про что — не скажу тебе, * скажу только богу единому. * душевное величие, истинная человечность * слышатся в прощальных словах степана парамоновича: * поклонитесь от меня алене дмитревне, закажите ей меньше печалиться, про меня моим детушкам не сказывать. иначе изображен опричник кирибеевич. автор не скрывает, что у него есть некоторые положительные качества. это удалой боец, преданный царю, человек сильных страстей, способный на сильную любовь. но при этом он — самонадеянный и чванливый «буйный молодец», самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что алена дмитревна «в церкви божией перевенчана» с молодым купцом. степан калашников — цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом смерти. в этом и заключено его народное начало. и народ помнит и величает удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равнодушным
Главные герои рассказа – взрослый серьезный мужчина, рассказчик, и его маленькая племянница по имени Лида. В характере взрослого героя преобладают рациональность и прагматичность. А в характере маленькой Лиды - любопытство и стремление к познанию.