В Нижнем нас встречало множество народу. Я познакомился с дедом Василием Васильичем Кашириным — маленьким, сухоньким старичком «с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелёными глазками». С ним пришли дядья Алёши, Яков и Михайло, и двоюродные братья. Дед мне не понравился, «я сразу почувствовал в нём врага».Жила семья деда в большом доме, нижний этаж которого был занят красильной мастерской. Жили недружно. Мама вышла замуж без благословения, и теперь дядья требовали у деда её приданое. Время от времени дядья дрались. Дом «был наполнен горячим туманом вражды всех со всеми». Наш приезд только усилил эту вражду. Мне, выросшему в дружной семье, было очень тяжело.
По субботам дед сёк внуков, провинившихся за неделю. Меня это наказание тоже не миновало. Я сопротивлялся, и дед засёк меня до полусмерти. После, когда я отлёживался в постели, дед пришёл мириться. После этого мне стало понятно, что дед «не злой и не страшен», но забыть и простить побои я не мог. Особенно поразил меня в те дни Иван-Цыганок: он подставлял руку под розги, и часть ударов досталась ему.После я очень подружился с этим весёлым парнем. Иван-Цыганок был подкидышем: бабушка нашла его как-то зимой возле своего дома и воспитала. Он обещал стать хорошим мастером, и дядья часто ссорились из-за него: после раздела каждый хотел взять Цыганка себе. Несмотря на свои семнадцать лет, Цыганок был добрым и наивным. Каждую пятницу его отправляли на рынок за продуктами, и Иван тратил меньше, а привозил больше, чем следовало. Оказалось, он приворовывал, чтобы порадовать скупого деда. Бабушка ругалась — она боялась, что однажды Цыганка схватит полиция.
Вскоре Иван погиб. Во дворе у деда лежал тяжёлый дубовый крест. Дядька Яков дал обет отнести его на могилу жены, которую сам же и убил. Цыганку выпало нести комель этого огромного креста. Парень надорвался и умер от кровотечения время. В доме жилось всё хуже мою душу только бабушкины сказки. Бабушка не боялась никого, кроме тараканов. Однажды вечером загорелась мастерская. Рискуя жизнью, бабушка вывела из горящей конюшни жеребца и очень сильно обожгла руки.«К весне дядьки разделились», а дед купил большой дом, на первом этаже которого был кабак. Остальные комнаты дед сдавал. Вокруг дома рос густой запущенный сад, спускавшийся в овраг. Мы с бабушкой поселились в уютной комнате на чердаке. Все любили бабушку и обращались к ней за советом — Акулина Ивановна знала множество рецептов лекарств из трав. Родом она была с Волги. Её мать «обидел» барин, девушка выбросилась из окна и осталась калекой. С детства Акулина ходила «по людям», просила милостыню. Потом её мать, бывшая искусной кружевницей, выучила дочь своему мастерству, а когда о ней слава пошла, и дед появился. Дед, пребывая в хорошем настроении, тоже рассказывал мне о своём детстве, которое он помнил «от француза», и о своей матери — злой бабе калашнице.
Некоторое время спустя дед взялся учить меня грамоте по церковным книгам. Я оказался к этому, и вскоре бегло разбирал церковный устав. На улицу меня отпускали редко — всякий раз местные мальчишки избивали меня до синяков.
В комедии "Недоросль" Д.И.Фонвизина сатире отведена немаловажная роль. Именно с этого приёма автор достигает главной цели произведения - высмеивания таких пороков, как невежество, отсутствие тяги к знаниям и лень.
Госпожа Простакова
Один из главных персонажей, несущих в себе сатиру - госпожа Простакова. Комичность её образа состоит в том, что героиня придерживается строгих правил домостроя, колотит каждого в доме, контролируя даже собственного мужа, но при этом души не чает в своём сыне, чадушке-Митрофанушке. Госпожа Простакова старается производить впечатление образованной и гостеприимной женщины, но все её попытки лишь вызывают смех окружающих.
Митрофанушка
В образе недоросля, Митрофана Простакова, сатира достигает своего расцвета. Избалованности, лени и невежества этому герою не занимать. Митрофанушка - единственный и любимый сын Простаковых. Родители, жалея ребёнка, не уделяют достаточно внимания воспитанию и образованию сына, ведь не считают эти вещи необходимыми даже для самих себя. Неудивительно, что, спустя непродолжительный отрезок времени, ребёнок спокойно заявляет: "Не хочу учиться, хочу жениться!"
Сатиричны в произведении и многие второстепенные образы. Так, учителя Митрофана, Цыфиркин, Кутейкин и Вральман - невежественные и алчные люди, которым не удаётся привить воспитаннику любовь к знаниям. Митрофанушка ни на шаг не продвигается в своих знаниях, но госпожа Простакова, всецело доверяющая учителям, особенно Вральману, который даже учителем не является, убеждена, что её сын воспитан и образован, и если есть наука, незнакомая Митрофанушке – то это не наука вовсе.
Скотинин
Любимый гость в доме Простаковых - это брат главной героини. Д.И.Фонвизин гиперболизирует его любовь к свиньям, наделяя персонажа говорящей фамилией. Племянницу Софью госпожа Простакова собирается выдать за своего корыстного и глупого брата, но, когда героиня узнает о богатом наследстве воспитанницы, у неё возникает желание выдать Софью за собственного сына, Митрофанушку.
Таким образом, чтобы осмеять и искоренить пороки в дворянском обществе, Д.И.Фонвизин формирует в комедии сатиричный язык повествования. Все события, отрицательные черты характеров героев гиперболизированы с целью донести до зрителя или читателя, что нужно придавать изучению наук, воспитанию добродетели в человеке особое значение, чтобы не прослыть шутом и невеждой.